Кинематограф в Российской Империи зародился в 1896 г., когда французский журналист и оператор братьев Люмьер Камилл Серф осуществил первые документальные съёмки в честь коронации Николая II. Это было первое кино в России и первый фильм-репортаж в Мире, одна из московских газет писала так: «Он будет снимать все торжественное шествие въезда шаг за шагом на особой движущейся ленте, на которой снимки будут, впрочем, настолько микроскопичны, что только после увеличения их можно будет утилизировать».
Российский актёр и фотограф Владимир Сашин приобрёл съёмочно-проекционный аппарат «Витаграф» (американского производства). Он начал делать короткометражные фильмы, которые с августа 1896 г. начали демонстрироваться зрителям после спектаклей в театре. «Сашин, талантливый актёр, оказался не менее талантливым фотографом, показывающим движущуюся фотографию. Это наш московский «Люмьер». Г. Сашин намерен снимать различные сценки на улице, при разъездах у театров, репетиции, заседания, лекции и т. д.» («Русский листок», 1896, 2 (14) сентября).
Российский фотограф и режиссёр Александр Дранков сразу определил для себя чем он хочет заниматься в сфере кино. Александр начал скрытно снимать популярных поэтов и актёров, одними из таких стали Максим Горький и Лев Толстой (примерно 1900 – 1910 гг.).
В 1906 г. московский предприниматель Александр Ханжонков создал компанию, которая занималась прокатов зарубежных и отечественных кинолент. А также занимался продажей кинооборудования. Для владельцев кинотеатров в н. XX в. становится большой проблемой конкуренция. Между предпринимателями шла борьба за киноленту, кто первый сможет показать новый фильм, у того будет аншлаг. Важно понимать, что лента могла состоять (точнее состояла) из 3-4 коробков, может быть и больше, может меньше, но когда один короб фильма прокручивали в одном кинотеатре, его сразу же везли в другой. Между городами такое перемещения было ещё сложнее, если два кинотеатра, находившихся в Петербургу по соседству друг от друга, могли спокойно передавать ленту, то в ту же Москву или дальше в Киев требовались дни и организация безопасной перевозки.
Российские кинематографы за счёт американских боевиков и российской драмы получили большую популярность, но на продаже только одних билетов было сложно окупить технику и затраты на аренду киноленты. Тут появляется реклама – это для Российской Империи будет большое искусство, понимая, как работали над плакатами, газетами, журналами и др., то кино позволило дать новую отрасль в рекламном бизнесе. Те, кто лучше всего создаст движущийся картинку, тот сразу же мог увеличить своё состояние. Как я сказал выше это стало искусством, реклама могла идти от минуты до 30 минут, из них получались целые красочные фильмы. Так, рекламное дело стало отдельной строкой доходов у владельцев киносеансов.
В 1908 г. вышла первая русская игровая лента «Понизовая вольница» или «Стенька Разин», она стала основоположницей и самой популярной в Российской Империи. Режиссёром фильма выступил Владимир Ромашков, а сценаристом Василий Гончаров. Финансированием и контролем занимался Александр Дранков как самый азартный и амбициозный фотограф, открывший себе собственное киноателье и кинематографию российскому народу. Он снимал хронику с участием царской семьи и Льва Толстого, именно Дранков и создал первый художественный фильм и кинорекламу в России. Также за этот год стоит отметить такие киноленты как «Свадьба Кречинского», «Усердный денщик» и «Большой человек».
К 1910 г. в Империи уже существовало множество разнообразных жанров: детектив, мелодрама, историческая и военная тематики, боевики и др. Компания Ханжонкова становится лидирующей в российском кинопроизводстве, у него начинали карьеру популярные звёзды русского кино того времени: актёры Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин, Вера Холодная и режиссёры Василий Гончаров, Пётр Чардынин и Владислав Старевич. Под руководством Ханжонкова и Гончарова на экранах в России впервые появился полнометражный фильм «Оборона Севастополя» в 1911 г. В 1912 г. киноателье Ханжонкова выпустило в прокат первый в Мире сюжетный мультфильм, снятый в техники объёмной анимации – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, о позже о Старевиче высказывался даже сам Уолт Дисней: «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий». Тогда же уже появилось искусство использования спецэффектов в игровом кино. В том же 1912 г. вышел фильм «Уход великого старца», ставший пиком операторского искусства Александра Левицкого. За 1913 – 1915 гг. появилась «Русская золотая серия» художественных фильмов, состоящий из «Анна Каренина» (1914 г.), «Дворянское гнездо» (1915 г.), «Война и мир» (1915 г.) и «Портрет Дориана Грея» (1915 г.). Первых трёх постановщиками были Яков Протазанов и Владимир Гардин, а последнего Всеволод Мейерхольд.
После начала Первой Мировой войны выпускает ещё более чем 120 фильмов кинокомпании И.Н. Ермольева, развитие кинематографии идёт большими шагами. Одни из них – это «Пиковая дама» (1916 г.) и «Отец Сергий» (1918 г.). После февральской революции кинокомпания Ханжонкова перемещается на Ялту, а после октябрьской революции Дранков уезжает в США и продолжит там снимать кино и в первую очередь для взрослых. Последние фильмы, снятые в России Дранковым, – это «Священник Гапон» и «Бабушка русской революции» в 1917 г., а Ханжонков продолжал до последнего снимать кино и только в ноябре 1920 г. покинул страну, однако уже в 1923 г. он и другие режиссёры и владельцы кинокомпаний возвращаются уже в СССР (всё это происходило по просьбе «Русфильма»).
В целом за н. XX в. в Российской Империи было выпущено более 200 разнообразных фильмов от драматургии до документальных кино. Через киноателье было пропущено множество зарубежных (американских и европейских) лент. Так, Россия открыла для себя кино и уже СССР имел хорошую базу для создания и развития собственного кино, они получили оборудования и места для киносеансов.
Источники и литература:
Кинолента "Оборона Севастополя". URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Defence_of_Sevastopol.webm
Кинолента "Стенька Разин". URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:1908._%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.ogv
Кинолента "Тарас Бульба". URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81_%D0%91%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%B0._(1909).webm
Культура.рф. История российского кино. URL: https://www.culture.ru/s/god_kino/
Газета.ru. Каким было кино в царской России. URL: https://www.gazeta.ru/culture/2021/09/24/a_14019169.shtml?updated
Тарасова К.П. Языковые особенности рекламы кино в начале XX в. в контексте развития рекламы в России. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-osobennosti-reklamy-kino-v-nachale-xx-veka-v-kontekste-razvitiya-reklamy-v-rossii