Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Тетрис (2023, США, Apple+, биографическая ретро-драма): Назад в СССР без игровых приставок

Бодрый ретро-фильм, снятый для стримингового сервиса Apple шотландским режиссером Джоном С. Бэйрдом. Бэйрд известен по фильму "Грязь" (не менее бодрая экранизация одноименного романа Ирвинга Уэлша, соотечественника Бэйрда). В центре повествования его новой киноленты - бодрый менеджер, гейм-дизайнер и предприниматель Хэнк Роджерс, который на одной из выставок достижений игровой индустрии обнаруживает "Тетрис" и... залипает. Права на игру уже кому-то принадлежат и распространяются на Америку и другие страны "западного мира", окромя Японии. Поскольку Роджерс специализируется как раз на японском рынке, он отправляется в СССР, чтобы купить права у изобретателя игры. Им является скромный (унылый - в противовес бодрому иностранцу) советский программист Алексей Пажитнов. В СССР выясняется, что права на "Тетрис", на самом деле, покамест не принадлежат никому. Разыгрывается борьба за права, в которой участвуют "Нинтендо" (в лице Роджерса) и "Атари" (в лице ушлого жиробаса-миллионера и его сына

Бодрый ретро-фильм, снятый для стримингового сервиса Apple шотландским режиссером Джоном С. Бэйрдом.

Бэйрд известен по фильму "Грязь" (не менее бодрая экранизация одноименного романа Ирвинга Уэлша, соотечественника Бэйрда). В центре повествования его новой киноленты - бодрый менеджер, гейм-дизайнер и предприниматель Хэнк Роджерс, который на одной из выставок достижений игровой индустрии обнаруживает "Тетрис" и... залипает.

Права на игру уже кому-то принадлежат и распространяются на Америку и другие страны "западного мира", окромя Японии. Поскольку Роджерс специализируется как раз на японском рынке, он отправляется в СССР, чтобы купить права у изобретателя игры. Им является скромный (унылый - в противовес бодрому иностранцу) советский программист Алексей Пажитнов.

Кадр из фильма "Тетрис" (2023)
Кадр из фильма "Тетрис" (2023)

В СССР выясняется, что права на "Тетрис", на самом деле, покамест не принадлежат никому. Разыгрывается борьба за права, в которой участвуют "Нинтендо" (в лице Роджерса) и "Атари" (в лице ушлого жиробаса-миллионера и его сына на побегушках). В этой гонке активное участие принимают советские спецслужбы, а особенно выделяется алчный высокопоставленный кагэбэшник (выступает на стороне "Атари"). Этот кагэбэшник рвет и мечет, чтоб вписаться в Brave New World - грядущий мир чистогана, - в отличие от инертного Пажитнова.

Но есть и другой, "честный" кагэбэшник. Он пытается передать игру Роджерсу, то есть, "Нинтендо" (воинам света).

Кадр из фильма "Тетрис" (2023)
Кадр из фильма "Тетрис" (2023)

Союз находится на грани развала. Он очарован Западом. Мечтает о джинсах и кока-коле. Фильм буквально нашпигован клише и стереотипами из эпохи фильмов "холодной войны", типа "Парка Горького". Вот почему этому фильму подходит приставка (не компьютерная) "ретро".

Фильм показывает, каким должен быть мир капитала - бодрым, пробивным. Поэтому задан бодрый темп.

Смотреть на всё это - печально ))) Показывается, например, дискотека. "Совок" пляшет под Final Countdown группы "Европа". Вдруг музыка затихает, на подоконник вскакивает девка, одетая по тогдашней моде, и прерывающимся от волнения голосом восторженно сообщает новость: товарищи, ура, в Эстонии - беспорядки! Мол, республика хочет приобрести независимость, зажить как нормальная капстрана. Наконец-то, мол, эстонцы перешли к действию.

Кадр из фильма "Тетрис" (2023)
Кадр из фильма "Тетрис" (2023)

Можно ли упрекнуть авторов в том, что они сняли "клюкву"? Нет! Все так и было. Вся эта "очарованность" западом. Кока-кола, джинсы, компьютерные игры, Горбачев (он тоже будет в фильме фигурировать, правда, вскользь).

Интересно выяснить, на какую целевую аудиторию рассчитан фильм. На чуваков, ностальгирующих по старым играм и фильмам? (Продюсеры утверждали, что снимают фильм в духе "Социальной сети" Финчера). Если же глобальной целью является показать преимущества западного мира перед нынешней Россией, снова выставить Россию империей зла, используя давно заезженные приемы, то это - мимо. Фильм выглядит слишком "аркадно".

Кадр из фильма "Тетрис" (2023)
Кадр из фильма "Тетрис" (2023)

В аркадности кроются все плюсы фильма, довольно немногочисленные. Помимо упомянутого бодрого темпа, это интересные аранжировки с простыми мелодиями и вкраплениями 8-битного музона, а также сочетание современного графона с пиксельной графикой (к примеру, традиционная для фильмов "холодной войны" погоня по улицам Москвы визуально превращается в гонки для игровых автоматов).

Оценка: 5,5 из 10.

Режиссер: Джон С. Бэйрд
Сценарий: Ной Пинк
Оператор: Элвин Х. Кюхлер
Композитор: Лорн Бэлф

В ролях: Тэрон Эджертон, Никита Ефремов, Софья Лебедева, Олег Штефанко, Роджер Аллам.

Кадр из фильма "Тетрис" (2023)
Кадр из фильма "Тетрис" (2023)

См. также: