Что вы знаете о электростатических колонках?
Пафосный современный американский Martin Logan за много тысяч долларов и высотой под потолок?
Тот самый старший и красный Martin Logan Neolith ,которому Михаил Борзенков готов дать титул лучшие колонки в мире без каких либо скидок.
Видео было шедевральное ,но из за музыки ютюб его не показывает в РФ без впн
А может кто то знает мелкосерийные советские колонки Статик 25асэ-101 и 35АСДС-017 , о которых ходят истории что они сжигают усилители пачками.
И что их без резиновых перчаток лучше не трогать, чтобы не отправится в иные миры.
Самые прошареные видели на картинках 50асдс-001 .
И знают о 70 летних американских прародителях этого жанра как Quad ESL и KLH Model Nine .
Но большинство не отличит магнитоплананары(изодинамику) ,от Хейла и Электростатики.
Внешнее отличие простое , электростаты работают от электросети 220 или 100 вольт
, если нет провода и вилки ,значит это не электростаты)
Я тоже был не особо в теме ,но по удачной случайности мне дали наводку на Sony SX-EX100 , я так понял это аналог sony sa-s900.
Гибридные активные колонки от дорогого муз центра начала 90х , с электростатическими твитерами и эмосом .
Стоило оно 10 тысяч ,ну думаю попробую что там за электростаты ,пусть и с маленькими панельками. Тем более что Левчук уж очень красиво про них рассказывал.
Колонки были на 220 вольт , часто бывают их японские аналоги на 100 вольт ,которые запрещено использовать без понижающего трансформатора типа Штиль. Они просто сгорят от 220 вольт.
Так как они были без музцентра ,то им нужен предусилитель в качестве регулятора громкости и тембров.
Подцепил их к усилку Ямахе.
Это было несколько лет назад , подключил и челюсть отвисла .
я не ожидал такой глубины и ширины звучания ,сцены в сочетании с густым большим басом.
За бас здесь кстати отвечает система эмос ,электромагнитной обратной связи ,позволяющая получать глубокий бас в тесных корпусах.
У тех колонок один твитер играл вдвое тише второго ,несмотря на это впечатление они оказывали сильное. Словно в необъятный космос заглянул .
После этого я понял ,что электростатика это тема)
Но важно отметить что электростаты играют назад с такой же силой как вперёд ,поэтому идеально их ставить в центре комнаты, не в коем случае не у стены.
Правильно говорят что они заставляют всю комнату наполняться звуком ,может быть в этом и есть секрет космического масштаба их звука.
Твиттер играл тише второго из за того что от времени с плёнки слетает магнитное напыление .
Его можно восстановить но я этим не занимался. Где то вычитал что плёнку надо мыть под краном ,разобрал вч .помыл и звук вообще пропал)
Видимо мыть надо перед нанесением нового слоя специального антистатика
(Устройство электростатов довольно простое : две железяки под высоковольтным током ,и натёртая магнитным слоем плёнка в зазоре между ними . Дырки в статорах чтобы сквозь них звук проходил.
По аналогии с ламповыми усилителями - позволяет радиолюбителям смастерить такие колонки в домашних условиях. Плёнка там используется майларовая ,здорово напоминающая упаковочную стретч плёнку)
Ну да ладно ,недавно попались такие же Сони ,но чуть покрупнее и солидней sa-j970 . И здесь эта проблема с твитером присутствует ,ну что поделать ,это возраст .
Нужна профилактика ,замена магнитного слоя . Тем не менее я снова услышал это необычный ,чудный звук. Который вызывает желание заценить уже полноценные большие электростаты ,хотя бы настольного формата . Но свежие ,без вот этих возрастных проблем.
Даже таким маленькие элекростаты дарят ощущение свободного звука вокруг тебя и предельной естественности.
Вч не цыкают вообще ,из за чего кажется что они есть ,но в то же время их как бы нет, и непонятно откуда они играют.
Из за своих особенностей электростаты играют вперёд и назад одновременно как динамики в открытом ящике.
Это добавляет эффектов ,что звук не из колонок а он по всей твоей комнате.
Самое сильное впечатление такие ас подарят на медитативной космической музыке ,эмбиенте.
Эффект погружения будет такой ,что можно стать буддистом и заплакать от радости ,что существует такой звук ,а ты о нём не знал)
Немного преувеличиваю ,но это сильно отличается от обычных колонок ,и напоминает чем то ширики с ламповым усилком в открытом ящике ,установленные не у стены ,а в середине комнаты.
Да и электростатам стоять у стенки думаю будет вредно для звука .
Есть в звучании этой технологии что то святое и божественное ,как слушать звон какого нибудь медиатора или китайского колокольчика )
Это похоже на изодинамику . Так же чисто ,обьёмно и без цыканий ,но мне кажется круче ,в том числе за счёт открытости сзади.
Вот так делают российские электростаты REN1465 и другие :
Что до баса ,то он здесь по соневски густой ,низкий и тёмный ,даже с перебором.
Эмос работает ,старается , бас очень мощный ,его очень много для такого размера. Приходилось убавлять. Возможно плёнка вч просто теряет громкость со временем ,поэтому бас выходит на первый план.
Пылезащитные колпаки у этих моделей прозрачные как на Танноях ,из за чего я думал что там ещё и коаксиал . Но нет ,это наверное деталь для охлаждения ,или декоративная.
А может это Эмос гордо напоказ выставлен?
Сочетание мощного ,брутального баса с пархающими изящными бабочками на вч живо напоминает 35ас-130.
Но Сони лучше , тут не такой сильный провал на сч(хотя он тоже есть в месте сшивки) ,и звук в целом покруче.
Хотя я эти колонки слушал полгода назад , но уверен что Соньки играют уровнем выше и по вч,и по сч,нч.
Конечно Сони не идеал , они построены на микросхемах stk , местами слышна некоторая упрощённость , это явно не ровня колонкам за 100к
Но свои тысяч 20 они отыгрывают уверенно, и дарят необычные ,уникальные ощущения.
Но я их воспринимаю всё таки как демо версию полноразмерных статов ,хотя бы размером с 50ас-106
электростатические пищалки вызывают непреодолимое желание поднять ставки и услышать уже полноценные электростатические колонки с большими панелями.
Но только не советские Статики или Квад ЕСЛ у которых нет отдельного басовика , так как электростатическая панель не способна играть бас.
Левчук много делает для популяризации электростатической темы, но недорогой настольный Статик Мини не наблюдаю в продаже ,он раньше был за 40к.
Такие ас почти всегда двухполосные гибриды с бас секцией . И основной проблемой электростатов считается трудность сшивки высокочувствительных статов с басовиком.
Так,чтобы бас не казался инородным прицепом.
Это задача непростая даже для дорогих моделей.
Ну и если обычные колонки не сильно страдают от возраста , то электростаты как мы видим подвержены старению и имеют свой ресурс лет в 20-30 .
И напыление осыпается ,и плёнка растягивается ,и намагниченная пыль забивает зазор, нужно чистить
На видео процесс чистки мембраны от пыли в колонках 57 года выпуска
и обвязка трансформатора может потребовать профилактики , конденсаторы всякие высокотоковые. И не забываем ,что мембрана работает рядом со статорами на которых высоковольтный ток.
А если пробой на корпус?
В старом электростате это может опасно и риском электротравмы, и в плане пожара.
Вот как на этом видео.
Не говоря уже о моментах вызванных не возрастом ,а хрупкостью конструкции ,пробоями ,перегревами ,физическим повреждением мембраны со стороны юзера. ,
Поэтому если вы не электрик ,то лучше такие ас брать не старыми.
И в мире их мало кто производит серийно , только Мартин Логан ,который за это берёт большие деньги .или мелкие фирмы ,которые есть в каждой стране , типа Final , elstat REN.
Ну так же бывают мастера на дому.
Наверное там, как и в обычном аудио ,чем дороже тем лучше звучит.
Но хотелось бы наивно верить ,что электростат за 50к и за миллион отличаются только размерами и брендом) Плёнка то там наверное одинаковая и электричество
В принципе конструкция электростатов не сложная, только мало кому это надо ,ведь это не похоже на те привычные ящики по 30кг весом в красном дереве с хромом.
Многие не понимают прелести этой технологии . Ну потому что не знакомы с ней. А ведь это настоящее волшебство.
Да это не для танцев и жесткача ,ну и что?
И честно говоря я не хочу покупать их сейчас ,оставлю на десерт в конце эпопеи с перебиранием колонок.
Мне почему то кажется ,что это идеальный звук ,по натуральности и глубине. Вершина ,которую не переиграют никакие ас традиционного типа.
А зачем запрыгивать на вершину сразу? К ней надо идти постепенно ,растягивать удовольствие.
А что до Сони ,то в 90е у них было много моделей на таким принципе , на 220 и 100 вольт ,названий много разных . Но Scala S1 самая старшая ,
sa-j970 и его евроаналог на 220 вольт MHC-7900 - тоже жирные .
Пониже рангом SA-EX100 , SAS900 , SA200 .
Восстановить напыление мембран не сложно ,если вы на это готовы то такие колонки вам нужны. Если нет ,то будете слушать без твиттеров )
Кроме того эти 30 летние активные колонки с высоковольтными трансформаторами , у которых в их технически сложных потрохах может быть что угодно , когда угодно. Так что заранее ищите мастера или наслаждайтесь пока оно ещё работает исправно.
А купить их с идеально работающими вч в этом возрасте - нереально.
И напомню ,что эти колонки Сони не являются высоким хайфаем , а лишь демо версией возможности электростатической технологии .
Своих денег они стоят ,звучат на 20-30 тысяч
и внушают надежды ,что полноценные статы будут играть ещё лучше.