Найти тему
Читайте Книги!

“Не отпускай меня”. Попытка познакомиться с творчеством Кадзуо Исигуро

Так получилось, что до настоящего момента я не был знаком с книгами Кадзуо Исигуро, хотя это имя частенько попадалось мне в информационном фоне, как правило в списках типа “Сто книг, которые…”. Пришло время закрывать читательский гештальт.

Роман «Не отпускай меня» привлек мое внимание высокими оценками, хвалебными отзывами и присутствием во всевозможных литературных “топах”, а всемирное признание автора и наличие у него престижных наград, включая Букеровскую и Нобелевскую премии, окончательно убедили меня познакомиться с книгой.

Спойлеры! В тексте присутствуют спойлеры!

Англия. После окончания Второй Мировой наука взяла курс на стремительное развитие, и особенно преуспела в этом медицина. Большинство неизлечимых ранее болезней стало возможным вылечить путем замены пораженных недугом органов на новые. Разве это не чудо? Не об этом мы все мечтаем? Да, но какую цену общество готово заплатить, чтобы хоть ненадолго продлить человеческую жизнь?

На этой волне по всей стране создаются специальные интернаты, где выращивают детей-клонов, которые впоследствии станут донорами человеческих органов. Выделяются на их фоне несколько учреждений, финансируемых частными инвесторами, в которых проповедуют иной подход к воспитанию доноров, делая акцент на формировании личности и социализации подопечных.

Рассказ строится от лица Кэти ‒ одной из выпускниц элитного интерната “Хейлшем”. Она работает помощницей доноров и готовится сама в скором времени отправиться на свою первую выемку органов. Книга практически целиком состоит из воспоминаний Кэти о юности, взрослении и времени, проведенном в “Хейлшеме”.

Роман произвел на меня сильное впечатление, но, как читатель, я имею к нему ровно две претензии, о которых и хочу поговорить.

Антиутопия где-то на фоне

Если бы мне нужно было определить жанровую составляющую “Не отпускай меня”, я бы сказал что-нибудь вроде: сентиментальный роман-взросление c легким налетом антиутопии.

Тема донорства раскрывается медленно. Вместе с Кэти мы переносимся в “Хейлшем”, где прошли ее детство и юность. По-началу кажется, что “Хейлшем” ‒ обыкновенный интернат для детей-сирот. Размеренное повествование в виде теплых воспоминаний Кэти о друзьях и опекунах отлично маскирует ужас реальности, в которой происходит действие романа.

Постепенно у читателя начинают закрадываться подозрения об истинном порядке вещей в “Хейлшеме”. Не по себе становится, когда наступает понимание, что Кэти и ее друзья на самом деле не просто сироты, а самые настоящие дети из пробирки, чье единственное предназначение ‒ стать донорами органов.

Но автор не спешит раскрывать перед читателем антиутопичный мир своего произведения. Исигуро фокусируется на чувствах и эмоциях Кэти во время ее пребывания в “Хейлшеме”, лишь изредка вкидывая в повествование крупицы информации об окружающем мире. В такие моменты думаешь: ну все, сейчас пойдет движение сюжета и все встанет на свои места, но вместо этого в следующей главе мы снова читаем про ярмарку рукоделия или подростковые ссоры.

И так почти до самого финала, где читателю открывается вся правда о “Хейлшеме” и ее воспитанниках, которую на протяжении всего романа замалчивали как опекуны перед детьми, так и автор перед читателями.

- Вам говорят многое, но в тоже время ничего не говорят.

Мне понятен замысел Исигуро в акценте на чувства и человеческие качества клонов, но мое личное восприятие романа сильно контрастировало между сентиментальными воспоминаниями героини и пугающем мире, факты о котором выдаются столь малыми порциями. Антиутопия в “Не отпускай меня” будто размытый фон на портретной фотографии.

Послушные овечки

Мы привыкли, что герои книг всегда идут против “системы”, бьются за свои чувства и отстаиваю принципы. В “Не отпускай меня” Исигуро отбрасывает эти шаблоны и дает нам героев с полностью отсутствующим желанием борьбы и признаком самосохранения.

Во время прочтения не покидает вопрос: почему никто из героев ни разу не подумал о протесте? Ни в детстве, ни в юности, ни даже будучи взрослым, осознав кто он и для чего создан. Почему клоны безропотно принимают свою судьбу? Понятие свободы воли никто даже не рассматривает.

Из воспоминаний Кэти ясно, что детям не промывают мозги, хоть такой подход и видится самым очевидным. Напротив, в “Хейлшеме” им постоянно не договаривают или вовсе не рассказывают о донорстве. Воспитанники растут, как самые обыкновенные дети. Они заводят дружбу, разбиваются на компании, играют в спортивные игры, занимаются творчеством, а в свободное время фантазируют, как, покинув “Хейлшем”, будут работать в магазине или офисе.

И после этого, узнав всю правду, они смиренно принимают свою незавидную судьбу, как должное. Этот момент мне видится слегка притянутым автором.

Так о чем же все-таки книга?

Во-первых, о принятии своей судьбы. Герои романа “Не отпускай меня” даже не рассматривают возможность изменить предначертанную им судьбу. Они демонстрируют полное отсутствие свободы воли, слепо веря в свое предназначение исполнить долг перед обществом. Наиболее исчерпывающе это объясняет Рут:

- Нам положено ими (донорами) становиться, не так ли?

Во-вторых, о потребительском отношении общества. Люди в стремлении прибавить себе несколько лет жизни готовы воспринимать детей из пробирки, не знавших материнской любви, лишь как расходный материал.

“Хейлшем” ‒ это эксперимент по воспитанию доноров, который доказал, что клоны способны не только мыслить, чувствовать и переживать, но и могут быть полноценными членами общества. Проблема в том, что общество оказалось к такому не готово. Люди не смогли принять мысль, что дети-клоны могут быть таким же, как их собственные "нормальные" дети, а то и вообще превзойти их в умственном или спортивном плане.

Неудивительно, что правительство решило закрыть “Хейлшем” и подобные ему интернаты, оставив лишь бездушные конвейеры по выращиванию доноров.

-2

Роман “Не отпускай меня” оставляет после себя тяжелое послевкусие, в хорошем смысле вызывает негативные эмоции. Даже читая о беззаботных буднях Кэти и ее друзей, чувствуешь гнетущую тяжесть где-то на фоне. Из-за темы донорства ощущаешь постоянное присутствие смерти.

Символично, что именно перед первой выемкой Кэти оглядывается на свою короткую жизнь. Повествование в виде воспоминаний героини ассоциируется с тем, как пролетает жизнь перед глазами на пороге смерти. В данном случае ‒ на пороге неминуемой смерти донора.

Кадр из х/ф "Не отпускай меня", реж. М. Романек, 2010 г.
Кадр из х/ф "Не отпускай меня", реж. М. Романек, 2010 г.

“Не отпускай меня” я однозначно рекомендую тем, кто любит серьезную литературу. Это тот случай, когда после прочтения есть о чем подумать. Сильно эмоциональным читателям книга и вовсе может показаться слишком тяжелой.

Для себя же я решил, что обязательно ознакомлюсь и с другими произведениями Кадзуо Исигуро.

Спасибо за прочтение. Если понравилась статья, подписывайтесь на мой канал "Читайте Книги!". Буду рад каждому подписчику!