Найти в Дзене
Lapsy

Рабиа Шерми - мать султана Абдул-Хамида

В истории Османской империи есть несколько матерей султанов, о которых информация крайне скудна. Одна из них - Рабиа Шерми Кадын-эфенди. Ни о годе рождения, ни о месте рождения её ничего неизвестно, как неизвестно и о том, какой национальности она была. Известно, что Рабиа Шерми попала в гарем Ахмеда III до середины 1724 года, поскольку 20 марта 1725 года она родила султану сына - будущего султана Абдул-Хамида. Вероятно, Абдул-Хамид был единственным ребёнком султана, рождённым Рабиёй Шерми. Когда Абдул-Хамиду было три года, по желанию и на средства Рабии Шерми в Ускюдаре при комплексе Шемси-паши был построен фонтан для омовений. Строительство фонтана упоминается в одном из стихов дивана османского поэта того времени, писавшего под псевдонимом Рами. Ахмеда III свергли в 1730 году. Пятилетний сын Рабии Шерми, как и другие шехзаде свернутого султана, был помещён в кафес, где он провёл 44 года. Сама Рабиа Шерми разделила участь остальных наложниц Ахмеда III - она отправилась в Старый двор

В истории Османской империи есть несколько матерей султанов, о которых информация крайне скудна. Одна из них - Рабиа Шерми Кадын-эфенди. Ни о годе рождения, ни о месте рождения её ничего неизвестно, как неизвестно и о том, какой национальности она была. Известно, что Рабиа Шерми попала в гарем Ахмеда III до середины 1724 года, поскольку 20 марта 1725 года она родила султану сына - будущего султана Абдул-Хамида. Вероятно, Абдул-Хамид был единственным ребёнком султана, рождённым Рабиёй Шерми.

Когда Абдул-Хамиду было три года, по желанию и на средства Рабии Шерми в Ускюдаре при комплексе Шемси-паши был построен фонтан для омовений. Строительство фонтана упоминается в одном из стихов дивана османского поэта того времени, писавшего под псевдонимом Рами.

Ахмеда III свергли в 1730 году. Пятилетний сын Рабии Шерми, как и другие шехзаде свернутого султана, был помещён в кафес, где он провёл 44 года. Сама Рабиа Шерми разделила участь остальных наложниц Ахмеда III - она отправилась в Старый дворец, где после свержения мужа прожила всего два года. Известно, что до свержения мужа она носила только одно имя - Шерми, второе же она по неясным причинам получила уже в Старом дворце.

Рабиа Шерми умерла в Стамбуле в 1732 году. Причина её смерти неизвестна, однако примечателен тот факт, что в одно время с ней умерло ещё несколько женщин из гарема свергнутого султана: по одной из версий, это были наложницы Фатьма Хюмашах Кадын-эфенди и Эмметулах Бану Кадын-эфенди, а также дочь последней Фатьма-султан; по другой же версии, это были Фатьма-султан и наложница Михришах Кадын-эфенди, мать будущего султана Мустафы III. Не ясно, было ли это просто стечение обстоятельств, или же эти женщины умерли насильственной смертью: причиной этих смертей могла быть какая-то эпидемия или же отравление.

Согласно записям дворца Топкапы, Рабиа Шерми и Михришах были похоронены в тюрбе Джедит-Хаватин в Новой мечети в одно время. Могила Рабии Шерми расположена рядом с входом в тюрбе и оформлена в стиле рококо; на её надгробии вышиты туба, кипарис и цветочные мотивы, сбоку имеется надпись «Валиде-и султан Абдулхамид».

Поскольку Рабиа Шерми не дожила до правления сына и никогда не носила титул валиде, она титуловалась как жена султана - кадын-эфенди.

Известно, что в память о матери Абдул-Хамид I построил мечеть Бейлербейи в Ускюдаре.