Всем добрый день! Поздравим с днём рождения Олега Ивановича Янковского (23 февраля 1944). Российский актёр театра и кино, режиссёр.
Годы творчества Олега Янковского пришлись на самое махровое «застойное» время. Многим режиссёрам не давали снимать свои фильмы, многие актёры не могли высказать себя. Это было время идеологически выверенных картин. На этом фоне все многочисленные роли Янковского выглядят феноменально. Конечно, все они разноплановые, но ни одной «проходной». Актёрское везение?
Будущий актёр родился в семье потомственных дворян. Дед по материнской линии имел собственное пароходство в Астрахани и рыбные промыслы на Волге; отец, Ян (Иван) Павлович Янковский - штабс-капитан лейб-гвардии Семёновского полка, прошёл Первую мировую, служил в одном полку с Тухачевским, что послужило в дальнейшем причиной ареста и ссылки. Олег - третий ребёнок в семье - родился в Казахстане, в городке Джезказгане, куда была сослана семья. Обстановка соответствующая: ссыльные интеллигенты и уголовники. Мать — Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила троих сыновей и свою мать. Впятером жили в 14-метровой комнате, но при этом держали богатую библиотеку, говорили на иностранных языках, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию.
У нас «дом» был всегда – в разных городах, при любых обстоятельствах, любом материальном положении, в чужом доме или в коммунальной комнате – были традиции. Даже в самые тяжёлые годы бабушка не забыла французский язык и нас пыталась ему учить, мама очень много работала, но следила, чтобы мы всегда были опрятны. Семейные традиции – это сильный позвоночник. А если позвоночник у тебя не в порядке, жизнь заставит прогнуться – я имею в виду разные компромиссы. От неприятностей, испытаний, необходимости сделать непростой выбор не убежишь, но лучше всё это проходить с прямым позвоночником.
Позже Янковские перебрались в Саратов. Интересно, что все три брата связали жизнь с театром. Старший — Ростислав — начал играть ещё в Джезказгане. Он закончил Саратовское театральное училище, потом переехал в Минск, в Русский театр. (14-летнего Олега он забрал к себе, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот. Там Янковский-младший неожиданно дебютировал на сцене - заменил заболевшую исполнительницу).
Вернувшись в Саратов, Олег Янковский поступил в Саратовское театральное училище. Даже без экзаменов, потому что имела место мистификация. Пора экзаменов давно прошла, Олег зашёл узнать про будущий приём. - Как фамилия? Янковский? Вы приняты, в сентябре приходите учиться. Олег решил, что в училище недобор и ему повезло. На самом деле, его средний брат Николай, работавший на заводе сталеваром, втайне грезил театром, он сдал все вступительные экзамены, прошёл все туры... А когда узнал, что Олега в училище приняли за него, промолчал, вот они - братская любовь и солидарность. (Впоследствии Николай работал в театре пластической драмы, потом - в театре кукол «Теремок», дойдя до должности заместителя директора). А в училище ещё долго считали, что они перепутали имя абитуриента Янковского.
После окончания учёбы в 1965 Олег был зачислен в труппу Саратовского драматического театра. Было много разных ролей, разных находок. Когда он играл князя Мышкина в «Идиоте», художник спектакля Татьяна Сельвинская вспоминала, что «в сценах с Настасьей Филипповной у Янковского проступали тёмные пятна под глазами. Им вдруг овладевала изнурительная отчаянная тревога...» Но сам Янковский говорит, что к этой роли он только «прикоснулся»...
В кино первая серьёзная роль у Янковского - в картине Владимира Басова «Щит и меч». Актёра стали узнавать на улицах, просили автографы и караулили у входа в театр. Добавила популярности роль красноармейца Андрея Некрасова в военной драме «Служили два товарища» (оба фильма 1968), где его партнёрами стали Ролан Быков и Владимир Высоцкий.
Научиться чему-либо можно даже у своего кота. У меня кот, и я за ним наблюдаю. Он, например, на меня вот так пристально смотрит и, медленно-медленно закрывая глаза, засыпает. Сыграю это в кино где-нибудь.
В 1973 Янковский был принят в Московский театр имени Ленинского комсомола, переехал в Москву. Марк Захаров лично приезжал в Саратов посмотреть спектакли с участием Янковского и, впечатлённый его игрой, позвал Олега Ивановича в Ленком. Первой совместной киноработой Янковского и Марка Захарова стала картина «Обыкновенное чудо» (1978), затем - «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Поначалу автор сценария, Григорий Горин, не видел в актёре чудака-барона. «Он до этого играл прямых, жёстких, волевых людей – характеры, выдающие его происхождение, – вспоминал Григорий Горин. – Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра». В исполнении Олега Янковского Мюнхгаузен - не барон-враль из книги Эриха Распе, а человек, который способен остаться самим собой, не пасуя перед лицемерами и ханжами.
Режиссёр Роман Балаян, у которого Янковский снялся в шести фильмах, назвал Янковского «самым органичным аристократом советского и российского кино».
Затем были наши любимые Игорь Брагин из «Влюблён по собственному желанию», Сергей Макаров («Полёты во сне и наяву»), Андрей Горчаков («Ностальгия»), Алексей («Храни меня, мой талисман»), Жан-Мари («Мадо, до востребования»), Виктор Комаровский («Доктор Живаго»), много-много других интересных ролей.
В 1991, за неделю до краха Советского Союза, актёр удостоился звания народного артиста СССР. «Фантасмагория»! И, выпив рюмку любимого виски: «Станиславский стал первым народным артистом Союза, а я - последним!»
Летом была такая забавная история. Снимаюсь на Мосфильме в «Анне Карениной». Жарко. Вышел подышать в сквер. Учительница ведет школьников на экскурсию. Видимо, шепнула им: «Вон артист сидит». Подходят. - «Здравствуйте. Вы актёр?» - «В общем, да». - «А снимались где?» Я подсчитал свои картины: «За сто фильмов у меня. А вы что, российское кино не смотрите?» Без паузы: «Не. А фамилия ваша как?» - «Янковский». Без выражения: «А-а-а».
В 2000-м Олег Янковский как режиссёр снял замечательный фильм «Приходи на меня посмотреть», где сыграл главную мужскую роль. Сам снял фильм «Приходи на меня посмотреть», потому что эта ниша была свободна, и мне хотелось сделать что-то наподобие сказки. И детям, и взрослым без сказочного момента, который бы дарил душе и сердцу положительные эмоции, очень трудно жить.
Последняя роль в кино - митрополит Филипп (в фильме Павла Лунгина «Царь», 2008). В центре повествования - конфликт между Иваном Грозным и игуменом Соловецкого монастыря Филиппом, другом детства царя, вызванным Иваном Грозным в Москву и возведённым в сан митрополита. Филипп соглашается стать митрополитом в надежде остановить опричнину и убедить царя следовать христианским добродетелям.
Из интервью с Янковским. Вопрос: В чём, на ваш взгляд, причина такой стабильности вашего успеха и колоссальной популярности? За что же вас так любят и режиссёры, и зрители?
Ответ: Кто знает? За это можно только благодарить судьбу - с этой мыслью надо вставать и ложиться, а ответить на этот вопрос не могу.