Найти в Дзене
МИХМ-МГУИЭ

В.И. Муштаев - послесловие

Размещенная сегодня на канале МИХМ-МГУИЭ превосходная биографическая статья о В.И. Муштаеве подготовлена нашим коллегой, ветераном МИХМа-МГУИЭ АЛЕКСАНДРОМ СЕМЕНОВИЧЕМ ТИМОНИНЫМ. Ученик и последователь творческих замыслов Виктора Ивановича в научном поиске и его наследник в управлении кафедрой, профессор Тимонин вложил в свой материал глубокое уважение к старшему коллеге, напомнил нам о его жизненном пути , неразрывно связанном с развитием любимого вуза. Прочитав еще до публикации это повествование о достойном члене профессорской корпорации университета, мне захотелось добавить и свои несколько строк к словесному портрету Виктора Ивановича.

Виктор Муштаев, фото из многотиражной газеты МИХМ 1965 года
Виктор Муштаев, фото из многотиражной газеты МИХМ 1965 года

Мое знакомство с Виктором Муштаевым относится ко времени его руководства комитетом комсомола МИХМа. Это произошло на каком-то совещании 1964 года, на котором он председательствовал. Факультетское бюро ВЛКСМ поручило мне выступить  с отчетом о некоторых аспектах текущей работы комсомольцев-органиков. Помню, что Виктор Иванович с большим интересом среагировал на моё сообщение, доброжелательно задавал уточняющие вопросы, проявил искреннее внимание  к доложенному материалу. Мне, третьекурснику, он показался тогда солидным старшим товарищем, уже к тому времени окончившим вуз и активно работавшим по научной тематике. В 1965 году он ушел с выборной комсомольской работы, вскоре защитил кандидатскую диссертацию и сосредоточился на подготовке к научной стажировке во Франции.

В последующее десятилетие наши с ним контакты носили эпизодический характер, но имели признаки взаимной симпатии и дружеского участия. Виктор Иванович стал доктором наук, авторитетным в академических кругах учёным , маститым профессором, но не оставлял вниманием и мои скромные достижения. Помню его полные расположения к младшему коллеге напутствия и советы бывалого стажёра в заграничных университетах - мне перед отъездом для научной работы в Италии. Затем наше с профессором Муштаевым сотрудничество многократно усилилось после того, как он возглавил вновь созданный факультет КТ. Получив назначение руководителем аппарата приемной комиссии вуза, я всегда ощущал поддержку в этой напряжённой и хлопотливой работе от Виктора Ивановича. Мы вместе проводили Дни открытых дверей и олимпиады, выезжали в города региона для встреч с абитуриентами, формировали состав предметной комиссии по физике. Мне нравилось сотрудничать с деканом Муштаевым, наблюдать его спокойную, уважительную манеру поведения с коллегами и студентами, слышать его веское и взвешенное слово не учёном совете, на заседаниях ректората. Авторитет Виктора Ивановича в университетских кругах был естественен и гармоничен с обаянием его личности.

С 1986 года профессор Муштаев принял руководство важной кафедрой профессионального образования - КАХП. Поскольку по данной кафедре шел выпуск дипломников- вечерников, мне, как декану ФВО , приходилось постоянно общаться с Виктором Ивановичем по выполнению контрольных цифр плана подготовки специалистов по аппаратостроению. Полное взаимопонимание с ним по методическим вопросам, по отслеживанию на кафедре полноценного проведения занятий в вечернее время не требовало усилий с обеих сторон по строгому контролю учебного процесса. Ведь весь преподавательский состав относился к своим обязанностям творчески,честно и добросовестно, в чем немалая заслуга была заведующего кафедрой В.И. Муштаева. Мне приходилось часто бывать в кабинете профессора Муштаева на кафедре, дружески беседовать, получать от него благожелательные советы по выстраиванию отношений с обучающими и обучаемыми. Особенно интересными были его воспоминания об истории МИХМа, его профессуре и выпускниках.

Мы с В.И. Муштаевым в его кабинете. Фото 1980-х гг.
Мы с В.И. Муштаевым в его кабинете. Фото 1980-х гг.

Но вскоре стало заметным ухудшение физического и морального состояния Виктора Ивановича. В начале 2000-х гг. он как-то сник, уменьшил нагрузки, впадал в депрессию, жаловался на самочувствие, у него появились нарушения памяти и проблемы с сердцем.. После поездки в командировку он сильно простудился, разболелся, долго лечился. Врачи рекомендовали провести, видимо, операцию сосудистого стентирования, но Виктор Иванович категорически отказывался. Его и наш друг, предприниматель  Борис Максимовский привез ему необходимые денежные средства и безрезультатно пытался уговорить решиться на платную операцию. Но, к сожалению, печальная развязка наступила скоро, Виктор Иванович скоропостижно скончался дома от сердечной недостаточности. Так неожиданно оборвалась плодотворная, полная творчества и увлечения научным поиском жизнь нашего незабвенного коллеги, товарища по преподавательской стезе, друга - ВИКТОРА ИВАНОВИЧА МУШТАЕВА.
       ВЕЧНАЯ, БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ ТЕБЕ, ВИКТОР ИВАНОВИЧ...

В.А. ЛЮБАРТОВИЧ