Сергей Васильевич Челноков родился в 1861 году. Он происходил из московской купеческой семьи, члены которой входили в Попечительский совет Третьяковской галереи.
Потомственный почетный гражданин, московский 1-й гильдии купец, Директор правления московского товарищества на паях для производства строительных материалов «В.К. Шапошников, М.В. Челноков и Ко», директор правления московского страхового общества «Якорь», член Московской городской Управы, гласный московской Думы от партии кадетов.
Его брат, Михаил Васильевич, к примеру, был одним из лидеров партии кадетов, последним московским городским головой (с сентября 1914 г.) и комиссаром Временного Правительства по Москве в начале 1917 года.
Сам Челноков всегда называл себя фотографом-любителем. Одна из его любимых тем в фотоработах – Москва: зарисовки городской жизни, повседневный быт москвичей того времени.
Самый ярких период его творчества пришелся на период начала XX века, с 1900 по 1914 годы. Малоизвестный факт: Сергей Васильевич был одним из первопроходцев в области стереосъемки — с двух ракурсов, в формате, похожем на современное 3D.
В 1908 году Челноков снял крупнейшее наводнение в Москве. 11 апреля 1908 года, вода в Москве – реке стала прибывать и за сутки поднялась на 9,35 (!) метров – настоящий потоп.
Затопленной оказалась почти пятая часть города, особенно пострадали районы по праву сторону Москвы – реки: оба участка Якиманской части, оба участка Пятницкой и второй Хамовнический (Дорогомилово). Почти 100 км улиц и переулков ушло под воду.
В современной Москве остались отметки о том наводнении. Например, на Якиманской набережной, д.4 можно найти памятную табличку. До этого уровня весной 1908 поднималась вода Москвы – реки.
Сергей Васильевич был одним из первых, кто фотографировал картины Третьяковской галереи на цветные диапозитивы. Его техника цветной фотосъемки составляет отдельную главу творчества.
Среди сюжетов – портреты членов семей известных людей, этюды в виде пейзажей, натюрмортов и костюмных сцен, эксперименты с репродукциями картин. Разброс сюжетов показывает, что работа с цветом была для Челнокова делом экспериментальным, новаторским.
В 1917-м Челнокову довелось снимать Москву после Октябрьского переворота: брат Михаил, возглавлявший тогда Комиссию по описанию ущерба, нанесенного Кремлю и его соборам в октябре 1917 года, позволил снимать брату те уникальные исторические события.
После революции Сергей Челноков был вынужден эмигрировать. Он умер в Дании в 1924 году. Его наследие — более 1500 снимков старинных городов: Лондона, Венеции, Берлина и, конечно же, Москвы.
В 2015 году в Музее Москвы прошла уникальная выставка. На ней были представлены снимки выдающегося мастера, которые обнаружил и сохранил его правнук Дмитрий Новиков.
Большинство фотографий Сергея Челнокова знакомы каждому, но вот авторство знаменитых снимков, как это часто бывает, забывается.
Было интересно? Подписывайтесь!
Telegram: t.me/gilyarovski