Наполеон III, он был племенником того самого Наполеона, в 19 веке затеял такую реновацию в Париже, что собянинская в Москве кажется сущими пустяками.
Это сейчас Париж — город мечты. Красивые дома, широкие улицы, которые ведут к живописным видам, скверы и парки. А в начале 19 века это был средневековый город с узкими переулками и страшной скученностью людей. Один из врачей, который побывал в трущобах в самом центре Парижа, описывал страшную тесноту, в которой жили бедные парижане. В таких условиях болезни распространялись как пожар, стремительно и трагично. На некоторые улицы выйти в темноту было очень страшно - царила преступность.
Стало очевидно, что с этим мириться нельзя. Столица одной из самых развитых европейских стран все больше становилась похожа на клоаку. Тем более, перед глазами был пример Лондона, который выглядел куда лучше. Конечно, на его обновление повлиял Великий Пожар, который произошел в конце 17 века. Новые застройки возводили в соответствии с новыми градостроительными принципами.
Для реализации своих планов Наполеон III пригласил молодого и перспективного чиновника из провинции Жоржа Эжена Османа. Интересно, что только в русской транскрипции его фамилия читается как Осман. На самом деле он происходил из Эльзаса, где проживали немцы. И на немецком его фамилия звучит как Хаусман (Haussmann). Согласитесь, знаковая для одного из самых известных градостроителей.
За 17 лет у власти Осман фактически перекроил существующий город. Было снесено около 20 тыс. домов. Для сравнения, в Москве реновация охватывает только 5 тыс. домов.
Самое главное, Осман создал широкую уличную сеть, которая разбегается в разные стороны от Триумфальной арки
Кроме того, было построено 40 тыс. зданий, что на сегодня составляет 60% жилого фонда Парижа. Осман определил внешний облик домов, все они имеют параллельные горизонтальные членения, облицованы камнем и оштукатурены. В результате получаются линия зданий, в которых подчёркнуты горизонтальные линии, вместе с напротив стоящим домом они задают линии перспективы, которая ведет к какому-либо знаковому объекту: памятнику, скверу, общественному зданию и т.д.
Несмотря на то, что Осман стал жертвой политических интриг, во время одного из кризисов правительство предпочло его уволить, обвинив, что это именно он стал причиной многих неприятностей горожан, тем не менее его градостроительный план продолжал работать. А последние здания по его наработкам строители возводили вплоть до 30-х годов 20 века.
Осман не диктовал то, какими будут интерьеры домов. Но внешний вид и общая архитектура накладывала строгие обязательства. И в результате сегодня парижские квартиры одни из самых желанных в мире. В глянцевых журналах, Пинтересте полно вдохновляющих изображений парижских квартир. Более того, появился даже стиль Паризьен. Он отсылает к тем самым османовским квартирам.
Итак, что для них характерно:
1. Высокие потолки. Учитывая определенное горизонтальное членение, получалось, что высота этажа составляла не менее 3.2 м.
2. Окна в пол. Осман запрещал какие-либо отступы от утвержденного фасада здания. А он состоял из следующих этажей. На первом и втором, как правило, были магазины с антресолью. То есть второй этаж, где размещались какие-то подсобные помещения и офисы был антресольным. Далее - самый богатый второй этаж. Здесь располагались дорогие квартиры. И у них был пояс балконов, огражденный красивой ажурной балюстрадой. На него выходили окна в пол, которые нередко называют еще и французскими. На следующих этажах балконов могло и не быть, и на самом верху— последний самый дешевый этаж, который тоже обрамляла такая же ажурная полоса, чтобы подчеркнуть симметрию здания.
Крыша была скошенной под 45 градусов и там размещался мансардный этаж.
Кроме того, в комнатах были высокие проемы дверей, что так же добавляет торжественности и респектабельности.
3. Пропорции комнат. Как правило, пропорции очень гармоничны. Нередко, это просторные квадратные комнаты. Или прямоугольные, но в здании они размещаются так, что широкая сторона приходится на фасад. И поэтому у нее может быть 2, 3 или даже 4 окна, что безусловно, добавляет воздуха, света, простора.
Для сравнения, прямоугольные комнаты в наших панельных домах, как правило, наоборот, размещаются узкой стороной к фасаду. В результате в комнате получается одно окно.
Нередко планировка строилась по принципу анфилады.
4. Камин. В домах 19 века в квартирах стояли камины, ведь иного отопления не было. И камин это хорошая доминанта, которая задает симметрию комнате, становится ее центром, от него уже идет расстановка мебели.
5. Лепнина. На дворе 19 век. Чем еще украшать стены? Тем более, что в 19 веке в моде исторические стили, в том числе барокко, неоклассика и т.д. Использовалась не только гипсовая лепнина на потолке, но так же молдинги, панели буазери.
6. Паркет. Знаменитая французская елочка, когда паркет укладывается шевроном, тоже активно применялась в Османовских домах.
Этот стиль был настолько красивым и продуманным, что аналог Османовских домов стали строить и в других городах и странах. К примеру, его отголоски есть и в Санкт-Петербурге, Нью-Йорке, Лондоне. Аргентине.
Но выбирая стиль Паризьен для панельной квартиры с 2,5 метровыми потолками, крепко подумайте, получится ли создать этот образ. Ведь он формируется не только лепниной и паркетом-шеврон, но и главное — общим объемом и пропорциями комнат.