Найти тему
Москва памятная

«Раневская». Вспоминаем реальных героев сериала похороненных на Новодевичьем кладбище в Москве

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Уже месяца полтора в интернете не смолкает обсуждение нового восьми серийного фильма «Раневская» появившегося сначала в сети, а затем и на первом канале. Отзывы в большинстве своем отрицательные, как это принято в наше время. Не скрою, я долго не мог, собраться и посмотреть фильм, спокойно и вдумчиво, но вот в последних числах марта решился. Скажу честно, фильм мне ПОНРАВИЛСЯ. Смотрится спокойно, без раздражения. Чувствуется, что создатели подошли к своей работе достаточно добросовестно, бережно и тактично подойдя к повествованию о жизни великой советской актрисы. Не скрою, мне очень понравилось, что достаточно корректно они показали и людей входивших в близкий круг её общения. В последней серии есть очень трогательная сцена, когда совсем уже пожилая Фаина Георгиевна приходит на Новодевичье кладбище и навещает могилы дорогих ей людей, с которыми она сталкивалась в течение своей жизни. Давайте и мы с вами совершим небольшую виртуальную прогулку по знаменитому московскому некрополю и вспомним этих людей.

Гельцер Екатерина Васильевна (1876 – 1962)

-2

Великая русская и советская балерина. Солистка Мариинского Императорского театра в 1896 – 1898 годах и прима Большого театра в 1898 – 1935 годах. Участница знаменитых Русских сезонов Дягилева. Одна из первых Народных артисток республики. Отличалась необыкновенным трудолюбием, великолепной техникой и сценическим долголетием. В 50 лет блистала в первом советском балете «Красный мак». Продолжала активно танцевать до 1944 года, а затем занималась преподавательской деятельностью. Пользовалась благосклонностью высшего советского руководства, что позволило ей стать обладательницей одной из крупнейших коллекций антиквариата, которая даже была, наряду с коллекциями государственных музеев включена в число подлежащих обязательной эвакуации осенью 1941 года.
В судьбе юной начинающей актрисы Фани Фельдман сыграла важную роль, введя её в круг богемной, артистической Москвы.

Екатерина Васильевна Гельцер скончалась 12 декабря 1962 года. Похоронена на 3 участке Новодевичьего кладбища.

-3

Качалов Василий Иванович (1875-1948)

Качалов-Чацкий в спектакле «Горе от ума»
Качалов-Чацкий в спектакле «Горе от ума»

Великий русский и советский актер, предмет обожания юной Фани Фельдман и близкий друг актрисы Фаины Раневской.

С 1900 года блистал на сцене Московского художественного театра. Сыграл 55 ролей в самых знаменитых спектаклях по пьесам Горького Чехова, Островского и других авторов. Много выступал на эстраде и на радио. Народный артист СССР. Хозяин того самого пса по кличке Джим которому Сергей Есенин посвятил свое стихотворение «Дай Джим на счастье лапу мне…»

Качалов и Джим
Качалов и Джим

Скончался В.И. Качалов в сентябре 1948 года. Похоронен на втором участке среди могил других МХАТовцев.

-6

Таиров Александр Яковлевич (1885-1950)

-7

Один из величайших русских театральных режиссеров 20 –го века, основатель и руководитель московского Камерного театра, примой которого с первого и до последнего дня была его жена и муза Алиса Коонен.
В 1931 году поставил на сцене своего театра спектакль «Патетическая соната», по пьесе Николая Кулиша. На главную роль – проститутки Зинки по рекомендации Алисы Коонен, он пригласил Фаину Раневскую. Успех был настолько ошеломляющим, что над кассой театра висел плакат, отпечатанный типографским способом: «Все билеты проданы, до конца пятилетки!!!».
К сожалению длительного сотрудничества, у них не получилось. Как известно в любом театре может быть только одна прима. Тем ни менее Фаина Георгиевна, до конца жизни была благодарна и Таирову и Коонен, за то что они дали ей шанс по настоящему проявить себя ярчайшей театральной актрисой.

В мае 1949 года, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, Таиров был уволен из Камерного театра, а сам театр закрыт. В сентябре 1950 года Александр Яковлевич Таиров скончался после тяжелой непродолжительной болезни.

Коонен Алиса Георгиевна (1889-1974)

-8

Пережила мужа почти на четверть века. Театральная легенда гласит, что когда супруги покидали Камерный театр, Алиса Коонен прокляла его сцену, и поклялась больше никогда не служить ни в одном театре.

Клятву свою она выполнила и до самой смерти зарабатывала на жизнь чтением стихов в концертных программах.
Скончалась в 1974 году. Похоронена на втором участке Новодевичьего кладбища рядом с мужем.

-9

Ромм Михаил Ильич (1901-1971)

-10

Замечательный советский кинорежиссер, сценарист, педагог, Народный артист СССР, ставший для Фаины Раневской «крестным отцом» в кинематографе.
В 1934 году, будучи молодым режиссером получившим право на постановку первого самостоятельного фильма, он пригласил Раневскую на роль госпожи Луазо в экранизацию повести Мопассана «Пышка». Фаина Георгиевна прекрасно справилась с ролью высокомерной чопорной приличной дамы, презрительно относящейся к проститутке Пышке, но в то же время не брезгающей, фактически жить за её счет.
Ещё одной совместной работой Ромма и Раневской, стал фильм «Мечта», где она сыграла Розу Скороход, хозяйку третьесортной гостиницы «Мечта», крайне противоречивую личность в которой соединились презрение и беспощадность к тем, кто ниже её по социальному статусу, всепоглощающая скупость и такая же безмерная любовь к сыну-неудачнику. Этот фильм весьма высоко оценил американский президент Рузвельт, назвавший Раневскую величайшей драматической актрисой.
Михаил Ромм, один из классиков не только советского, но и мирового кинематографа скончался 1 ноября 1971 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище участок №7 .

-11

Орлова Любовь Петровна (1902-1975)

-12

Незабываемая звезда довоенного кино. Вся страна десятки раз смотрела фильмы снятые её мужем Григорием Александровым, в которых Орлова неизменно играла главные роли.
С Фаиной Раневской Орлова дружила ещё с начала 30 – х годов прошлого века.
В 1947 году когда Александров приступал к съемкам фильма «Весна», Орлова уговорила мужа взять Раневскую на роль Маргариты Львовны – экономки главной героини. Поскольку фильм снимался в Чехословакии на студии «Баррандов», Фаина Георгиевна смогла, встреться со своими родственниками, эмигрировавшими из Советской России.
С начала 50 – х годов Раневская и Орлова вместе служили в театре имени, Моссовета.

Любовь Петровна Орлова скончалась 26 января 1975 года. Похоронена на 3 участке Новодевичьего кладбища.

-13

Марецкая Вера Петровна (1906-1978)

-14

Народная артистка СССР, многолетняя прима театра имени Моссовета. Говорят что Марецкая и Раневская друг друга, мягко говоря, недолюбливали, но то, что они вместе снимались в кино и много лет играли на одной сцене это факт.
Скончалась В.П. Марецкая в августе 1978 года. Похоронена на втором участке Новодевичьего кладбища.

-15

Наверное можно вспомнить ещё множество людей упокоившихся в самом известном некрополе Советского Союза с которыми была знакома или дружна Фаина Георгиевна Раневская, но для этого понадобится целый цикл статей. Поэтому я хочу вспомнить ещё только одного человека к которому Фаина Георгиевна относилась с невероятной нежностью.
Речь пойдет о

Ростиславе Яновиче Плятте (1908-1989)

-16

Замечательный советский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР.
Учился в студии Завадского. В 1938—1941 годах служил в Театре имени Ленинского комсомола. В 1939 году он дебютировал в кино, сыграв небольшую роль в фильме «Подкидыш». Фильм оказался судьбоносным и для него и для Фаины Раневской. Совместных сцен у них в картине не было, но его геолог пытавшийся накормить девочку крабами

-17

и её Ляля с коронной фразой «Муля, не нервируй меня»

-18

надолго стали любимыми персонажами советских кинозрителей.

В 1943 году Плятт поступил на службу в вернувшийся из эвакуации Театр имени Моссовета, где прослужил до конца своих дней.

В1969 году Анатолий Эфрос поставил на сцене Театра имени Моссовета спектакль «Дальше тишина» с Раневской и Пляттом в главных ролях.
Спектакль имел просто ошеломляющий успех у зрителей и шел в течение 13 лет.

-19

Именно в этом спектакле 24 октября 1982 года Фаина Раневская последний раз в жизни вышла на сцену.
К счастью, в 1978 году спектакль «Дальше тишина, был снят на пленку и у нас есть возможность сегодня увидеть игру этих потрясающих актеров. И я думаю, что совершенно правильно поступили создатели сериала, включив в финальную серию кадры игры настоящей Раневской в её лучшей театральной роли.
Ростислав Янович Плятт пережил свою партнершу по спектаклю и добрую приятельницу по жизни на 5 лет, и скончался в июне 1989 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №10.

-20

Вот такие разные судьбы, реальных людей, ставших героями сериала «Раневская», который, подчеркну ещё раз, лично я посмотрел с удовольствием.
О судьбе самой Фаины Раневской можно почитать на моем канале, перейдя по ссылке

Фаина Раневская, великая актриса 20 века. Где жила и похоронена звезда советской эпохи