Канал "Мир Фэнтези" продолжает писать о разнообразных славянских духах и нечисти, и сегодня у нас на очереди полевик - дух полей и урожая, самый что ни на есть настоящий представитель типично деревенской нечисти! Статья подробно пройдется по его полезному функционалу, оригинальной внешности, поведении в отношениях с человеком. Поехали!
Полузабытый образ, злая жена и странные дети
Как и Игоша, полевик в свое время был достаточно известным и уважаемым духом у славян, но впоследствии едва не оказался предан забвению по двум причинам:
1) Его функции попеременно перехватывались таким колоритным персонажем, как Леший и компания, поскольку последний в случае чего тоже мог проследить за полем, особенно если оно примыкало к лесу (там, где живет автор, именно так и происходит, включая в сезон набеги медведей на овсяные поля, видимо, полевики там отсутствуют)
2) Образ полевика был настолько размыт, что его функционал оказался недостаточным для сохранения в людской памяти. Ну, по порядку!
Полевик в своей каноничной форме может представляться как антропоморфным дедушкой в белой крестьянской рубахе, неизменно маленького роста, либо как нечто демоническое с зооморфными чертами - иногда он может быть покрыт шерстью, иметь рога, хвост или копытца, роднящие его с чертями, а заодно указывающие и на близость к природе. Как и любому духу, крестьяне нередко приносили ему подношения, часто в виде пары сваренных яичек и украденного безголосого петуха, оставляя их у рва, где он по поверьям жил.
Иной раз полевик может предстать и в образе здоровенного бугая, что зафиксировано в быличках, но обычно это небольшой, сухой старичок со стильной бородкой из спелых колосьев, вежливо интересующийся, что же уважаемый путник забыл в поле. К слову, рост полевика мог колебаться в широких пределах, и старичок умел то притвориться мышью, то вырастать громадиной. Несмотря на среднестатистический вид старичка, полевой давал жару и умел перемещаться с невероятной скоростью, попутно вызывать ветер и даже бурю.
В случае недружелюбного или вызывающего поведения гостя полевик не брезговал оперативно мутировать в быка или козла, уподобляясь крошке-Моховому, и прогонять обидчика, но обычно он, как и вся славянская нечисть, не был стопроцентно злым или добрым. Иной раз в быличках фиксировали, что полевик мог угостить свежим хлебом голодного пахаря, предупредить об опасности и вывести из поля, мог найти заблудившихся в поле детей и привезти их домой, последить за скотиной в поле.
В то же время считалось, что рассерженный полевик вполне мог сонного пахаря уложить на свежий коровий навоз, а матерщинника и неуважительно к нему относящегося человека и вовсе спровадить, заставить блуждать в поле или в лесу. Зафиксированы даже случаи, когда злобный полевик особо отличившихся нарушителей топил в болоте или в реке, прямо как русалки.
Полевик по поверьям отличался довольно малой терпимостью и мог себя вести крайне агрессивно даже к крестьянским детям, собирающим в поле цветы - почему-то это действие полевому не нравилось особенно, и ребенок рисковал в лучшем случае испугаться от хлопков в ладоши и криков полевого, а в худшем получить от него плетью или даже камнем, брошенным буйным дедом откуда-то из колосьев.
Скотину он тоже в силу каких-то своих соображений мог невзлюбить и даже наслать на нее болезнь, но все его бесчинства меркнут на фоне его жены-Полуденицы и межевичков-детишек.
Недобрая женушка и дети-птицеловы
Полудница или полуденица в некоторых мифах являлась женой полевика, а в некоторых представляла собой образ обособленного злого духа, который мог выглядеть либо как старуха, либо как прекрасная молодая девушка, либо как чудовище на картинке выше, иногда в сопровождении псов, со сковородкой наперевес и с железными зубами. Неизменным оставалась лишь тяга к белой одежде, коса\серп в луках и тяга педантично появляться аккурат в полдень, чтобы выискивать в поле (обычно в ржаном, откуда происходит ее второе имя "ржаниха") запоздавших пахарей и либо вырубать их солнечным ударом, который приписывался ее прикосновению, либо вовсе убивать их с особой жестокостью. В разных источниках Полуденица была активна либо до часу дня, либо до полуночи.
Дуновение ветра и колебание колосьев в поле приписывались быстрому перемещению полуденицы, которая также, как и ее "муж", умела регулировать свой рост, появляясь как маленькое существо и постепенно плавно увеличиваясь до 4 метров, когда она подходила к человеку. В России считалось, что ее голос достаточно звонкий и мелодичный, что опять же роднит ее с русалками, чей образ в дальнейшем постепенно вытеснил Полуденицу из мифологии. В отличие от Полевика, Полуденица никогда не была добрым персонажем, но ее сходство с русалками неоспоримо - в быличках и легендах она может появляться из леса, быть активной не только в полдень, но и в полночь, петь песни и расчесывать волосы.
Считалось, что Полуденицу можно заговорить, отвечая на град ее вопросов, можно отогнать молитвой или банально убежать - размахивающее косой страшилище умело превращаться в пылевой столб, но перемещалось неспешно. В случае же, если крестьянин или крестьянка оказывались говорливыми и на все занудные вопросы Полуденицы, связанные с полевым трудом, терпеливо и безостановочно отвечали, злой дух навсегда покидал поле.
Арсенал возможностей Полуденицы был достаточно большим, чтобы мог позавидовать средний деревенский колдун:
Она умела наводить морок - часто в образе горящего поля, умела обратить человека в камень (по поверьям поляков), умела лишать пасущихся в поле коров молока, умела, как уже написано, осуществлять солнечный удар, наводить ломоту, хромоту, язвы на лице своим дыханием. Особо яростные полуденицы могли преследовать не понравившихся им крестьян даже до деревни, ломясь в окна и двери, своим обликом она могла предсказывать несчастье.
Боевые же способности Полуденицы были настолько выдающимися, что былички неоднократно фиксируют ее умение и любовь пользоваться серпом и косой против крестьян, в том числе сражаясь с ними прямо в деревне, любовь ловить полевых воров и отрубать им головы, аккуратно складывая их в мешок. У поляков зафиксирован случай, когда в 1813 году "серповница"- Полуденица смогла отогнать французских солдат от клада в поле, который она охраняла. Те же поляки свидетельствуют о единственном случае, когда польский крестьянин не испугался демона и вступил с ним в схватку, сумев вырвать из ее рук косу, после чего она пропала.
На Руси Полуденницы были злее и былички упоминают о часто спасающихся русских крестьянах, которые лазили на полевые столбы на границе полей, спасаясь от яростной демоницы.
К детям Полуденица относилась с нежным вниманием маньяка и могла их подолгу мучать, и хорошо, если крестьянский ребенок отделывался только порезом от косы, а нередко он мог быть даже заживо закопан на меже. Особенно подло Полуденица обходилась с детьми в северных областях, заманивая их пением и обещанием сладостей. Как и эльфы, Полуденица в быличках у западных славян тяготеет к воровству детей и их подмене бесенятами.
В общем, жена у Полевика с характером.
Про межевичков - детей Полевика известно немного - то, что они по поверьям живут в поле, прячась в колосьях, показываются редко, часто смеются и ловят Полевику птиц для пропитания, попутно отслеживая нарушителей. В будущем вырастают в Полевиков, коих могло быть на одном поле аж 4 штуки. Не исключена их связь с заложными покойниками.