Самый необычный день в году.
Джанкарло Антоньони – легенда «Фиорентины», культовая «десятка», чемпион мира 1982 года. Автор четвертого гола в ворота сборной Бразилии на ЧМ-1982, который был несправедливо не засчитан арбитром встречи из-за ложного офсайда. С тех пор фраза итальянского комментатора Нандо Мартеллини «Non era fuorigioco d'Antognoni» (не было офсайда у Антоньони) стала своеобразным паролем, по которому лазурно-фиолетовые сердца узнают друг друга.
Подробнее о встрече Италия – Бразилия читайте в моей статье.
Вне игры и права не было – судите сами.
Джанкарло так расстроился, что в следующем матче шел в стыки чуть смелее, чем обычно. Результат – травма и пропущенный финал с немцами.
Безусловно, Антоньони – один из самых великих итальянских футболистов всех времен, однако в 2023 году его чаще вспоминают не за передачи и голы, а за то, что он так и не сделал. А именно – отказался переходить в «Ювентус». Даже в те годы это был выдающийся поступок. Джанкарло до сих пор уверен, что поступил правильно и любовь флорентийских тифози важнее «сотни скудетто». Однако не все разделяют его мнение – в Турине он мог бы что-то выиграть. Бернардески и Кьеза могут подтвердить.
А что думаете вы?
Роберто Пруццо тоже родился в «день дурака». Второй бомбардир в истории «Ромы», настоящий генуэзец по характеру, трехкратный обладатель звания сapocannoniere (лучший снайпер) серии А.
Его называли «итальянским Гердом Мюллером» за умение действовать в штрафной площадке. Многие считают, что сейчас Роберто Пруццо забивал бы по 20-30 голов за сезон, ведь в годы катеначчо он умудрялся выходить победителем в дуэлях с защитниками уровня Барези, Бергоми и Верховода. Травма Пруццо в финале кубка чемпионов 1984 года дорого обошлась «Роме» – хозяева встречи не смогли выиграть в основное и дополнительное время и упустили трофей в серии пенальти.
Подробнее об обстоятельствах той встречи читайте в моей статье.
Главная загадка карьеры Пруццо в том, почему тренер сборной Италии Энцо Беардзот не включил его в заявку на ЧМ-1982. Причем у форварда и тренера не было никакого конфликта. Место Пруццо в запасе занял Франко Сельваджи, который в том сезоне за «Кальяри» забил всего 9 голов. Пруццо наколотил в два раза больше.
Есть популярная шутка, что Беардзот отдал предпочтение Сельваджи, потому что он единственный, кто мог делить комнату с Марко Тарделли, который страдал бессонницей. Но точный ответ не знает никто.
А что думаете вы?
Наконец, сегодня исполнилось 77 лет Арриго Сакки. Он – революционер кальчо, тактический гений, Пророк из Фузиньяно. А многие считают, что один скудетто с тем «Миланом» – слишком мало. Что «Стяуа» и «Бенфику» (соперники «россонери» по финалам кубка чемпионов 1989 и 1990 годов) команда Гуллита, Ван Бастена и Ко победила бы с любым тренером.
Серебро со сборной Италии на ЧМ-1994? Секта поклонников Роберто Баджо до сих пор утверждает, что Божественный Хвостик в одиночку затащил в финал бездарную «Скуадру Адзурру».
О том, почему это не так, читайте подробнее в моей статье.
Я недавно пересматривал матчи Национале на ЧМ-1994. Даже по современным меркам в тех встречах итальянцы показывали тактически содержательный футбол. Смотреть действительно интересно.
А вот на Евро-1996 Сакки действительно намудрил – убрал лидеров после первого тура и споткнулся о чехов. И даже вдохновенная игра с немцами не спасла «адзурри».
Проблема Сакки в том, что в последние годы он слишком много выступал в качестве эксперта на ТВ. Боюсь, что настоящий Сакки никогда не согласился бы с Сакки нынешним – насколько он в своих суждениях приблизился к идеям Пепа Гвардиолы.
Любимый ученик Арриго – Карло Анчелотти уже давно отошел от заветов учителя. Из мрачного адепта расстановки 4-4-2, из человека, который выгонял из команд Дзолу и Баджо, Карлетто превратился в тренера, который советуется с футболистами. За такое в благословенные 1980-е предавали анафеме.
Изобрел ли Сакки что-то новое? Взял ли все у Михельса? Принес ли пользу итальянскому футболу? Ответы на эти вопросы будут меняться в зависимости от повестки.
Но за одно Сакки точно стоит сказать спасибо.
С его подачи дискуссии о тактике вышли на новый уровень. До него тренеры, отвечая на вопросы вроде роли симметрии при давлении на полузащиту соперника, недовольно хмурили брови или посылали журналистов в одно место. И только Арриго обожал на такие вопросы вместо десяти слов выдать сто, а то и тысячу. Как забыть его пресс-конференции после матчей сборной, когда все уже засыпали, а он говорил, говорил... Коллеги были вынуждены не отставать.
Арриго Сакки поспособствовал развитию языка, на котором простые смертные могли поговорить о замыслах тренеров. То, что раньше объяснялось лишь жестами, обрело почти поэтическое звучание.
Сакки испытал на себе, каково это – чувствовать неприязнь так называемых профессионалов. Поэтому он никогда не переставал делиться знаниями с другими. Похищенный у богов кальчо огонь достался людям.
А что думаете вы?