Добрый вечер, Юлия Владимировна!
Как всегда, с удовольствием "берусь за перо", чтобы продолжить нашу беседу. Мне очень нравится размышлять о судьбах Адуева вместе с вами, копаться в грудах страниц, статей, книг и мыслей. Собирать вместе разрозненное и чертить "линию жизни" села.
Продолжим же!
- Как мы выяснили, с 1462 года Лужецкий стан с Адуевом в нём (правда, пока нет данных, что Адуево тогда существовало именно под этим названием) - принадлежал Ивану III, Государю Всея Руси.
Вряд ли Великий Государь вспоминал о Лужецком стане до 1480 года... Присоединение Ярославского, Дмитровского, Ростовского княжеств, поглощение Тверского, Белозёрского, Рязанского, победа над Новгородцами, сражения с Ордой, договоры с Литвой, с Крымом - великая и многотрудная миссия объединения Русских земель занимала все его силы, ум и время. Не до Лужецкого стана и Адуева тут было.
Но всё изменилось в 1480 году, когда Лужецкий стан попал в самую гущу событий, получивших впоследствии название "Великое стояние на Угре", а сама Угра - имя "Пояс Богородицы".
*******************************
Когда летом 1480 года Хан Золотой Орды Ахмат двинулся со своим войском на Русь, то был встречен великокняжескими войсками на Оке и Угре.
Иван III, выйдя из Москвы 3 октября, расположился со своей Ставкой в городке Кременец (ныне село Кременское) на реке Луже, всего в 14 километрах к северу от Адуева.
Так небольшой медынский городок Кременец, находившийся между Медынью и Боровском и также принадлежавший к Лужецкому стану, оказался Ставкой Великого Князя Московского Ивана III, ставшего здесь "с малыми силами".
А русские "большие силы" отправились на Угру, на левом берегу которой уже стояло Ордынское войско. До Угры от Ставки в Кременце было примерно 50 километров.
На летописной миниатюре видим три эпизода.
Внизу справа: Ивана III благославляет в Московском Кремле на битву с Ахматом митрополит Геронтий. За Геронтием - личный духовник Ивана III архиепископ Ростовский Вассиан и архиепископ Филофей. Вассиан всеми силами поддерживал Ивана III в решении принять битву. За Иваном III - его сын Иван Молодой и воевода Даниил Холмский.
Внизу слева: отъезд Ивана III из Москвы вместе со всем войском. В красном кафтане за ним следует его непобедимый воевода Даниил Дмитриевич Холмский. Номинально русскими войсками командовал сын Ивана III - Иван Молодой, фактически - Холмский. В 1480 году Ивану III было 48 лет, Ивану Молодому 22 года, а Даниилу Холмскому около 40 лет.
Вверху слева - Ставка Ивана III в Кременце. За домами протекает река Лужа, служащая дополнительной обороной Ставке. За Лужей - русское войско, отправляющиеся к устью Угры под началом Ивана Молодого. Иван III беседует со своим сыном Иваном Молодым, отдавая ему последние приказания.
*******************************
- Какой же дорогой последовали русские войска под командованием Ивана Молодого из Кременца в низовья Угры?
- Да той самой старой Большой Калужской дорогой, которая на юг вела от Кременца через Адуево к Калуге, где Угра впадает в Оку. А на север эта дорога вела к Верее, Боровску, Можайску и на Москву. По ней и прибыло из Москвы русское войско и сам Иван III.
Так что русские "большие силы" во главе с Иваном Молодым и Даниилом Холмским непременно проследовали через Адуево к месту Великого стояния... И конечно, попробовали и хлеба от адуевских крестьянок, и воды из адуевских колодцев...
*******************************
Все исследователи отмечают крайне удачный выбор места великокняжеской Ставки в Кременце.
Во-первых, Ставка была защищена несколькими реками. Кроме Угры, Великого Князя защищали Изверь, Шаня, Суходрев, Медынка и Лужа. Сама Ставка находилась на дальнем от татар берегу Лужи.
Во-вторых, Кременец обеспечивал контроль над Большой Калужской дорогой, на которой он также находился. То есть прикрывал от прорыва татарских войск с юга по этой дороге к Москве.
В-третьих, в двух переходах проходила стратегически важная дорога Вязьма-Москва. Так как Ахмат расчитывал на помощь Казимира IV, Короля Польского и Великого Князя Литовского, то именно по этой дороге возможен был прорыв литовцев к Москве. И очень важно было её контролировать и иметь возможность быстро перекрыть.
Правда, Казимир Ахмата не поддержал...
И в-четвёртых, Кременецкая Ставка давала возможность быстро перебрасывать резервы и оперативно управлять русскими войсками, рассосредоточенными на 60 км вдоль Угры.
*******************************
В Кременце произошёл один эпизод, связанный с предыдущей историей Лужецкого стана...
Как вы помните, Юлия Владимировна, в 1473 году Иван III присвоил себе всё наследство своего брата Юрия Васильевича. В том числе, всю Медынскую округу. Его другие братья, Андрей Углицкий и Борис Волоцкий, затаили на него глубокую обиду. Их недовольство росло и усугублялось другими установлениями Ивана III. И в начале 1480 года братья подняли вооружённый мятеж... Мятеж разгорался.
Но общерусское противостояние татарам на Угре послужило примирению Андрея и Бориса с Иваном III. Об этом просили их мать Мария Ярославна, митрополит Геронтий, а также архиепископы Вассиан и Филофей...
Андрей и Борис со своими войсками в октябре 1480 года прибыли в Кременец, где и произошло примирение. Князья в конце октября влились в общерусское войско, проследовав на Угру всё той же самой дорогой через Адуево. Это было очень своевременным усилением и способствовало отступлению Ахмата...
Прямо как в той сказке про братьев и веник!..
Ивана мы видим слева, а Андрея и Бориса в центре.
Примирение происходит в Кременце, на берегу реки Лужи, текущей прямо перед нами.
Жалко, конечно, что не в Адуево, на берегу реки Анеги... Шучу.
Логика, думается, была в том, чтобы прикрыть Ставку ещё одним водным рубежом (Лужей). А также в том, что именно в Кременце от Большой Калужской дороги отходила отвёртка на Медынь и возможность быстрых перемещений по театру военных действий была максимальной.
В Кременце в честь событий 1480 года установлен памятный камень.
*******************************
11 ноября, в связи с начавшимся ледоставом, Иван III принял решение отвести русские войска от Угры. Войска проследовали в обратном направлении от Угры опять через Адуево к Кременцу, а затем к Боровску и к Москве. Ахмат не решился преследовать русских...
Великое стояние закончилось - а с ним и золотоордынское иго.
Ну а владелец Лужецкого стана (а в нём и Адуева) Государь Всея Руси, Великий Князь Московский Иван III - - - прославлен навеки в веках, глубоко почитаем нами, благодарными потомками и заслуженно носит имя Ивана Великого.
Пока прощаюсь, дорогая Юлия Владимировна. Интересно, исследовали ли археологи адуевские края. Ведь события 1480 года должны были оставить тут множество находок...
Всего вам самого доброго, И.