297 подписчиков

Прогулка по заброшенному аэродрому: простые впечатления

240 прочитали

Прогулки по заброшенным объектам различных лет постройки и назначений являются моей отдельной страстью. Мне сложно пройти мимо руин фортов и шлюзов, мимо полуразрушенных, заброшенных зданий. Я почти наверняка туда залезу, если, конечно, мне не помешает охрана. Планы посетить заброшенный аэродром недалеко от Нивенского созревали у меня уже давно, и вот относительно недавно я наконец смогла их осуществить.

Рулёжная дорожка
Рулёжная дорожка

Скажу, что я всю жизнь знала аэродром под названием "Нивенский". Так его называли в моём окружении (в котором немало военных), так его называют в некоторых интернет-источниках. В целом, название аэродрома варьируется: "Нивенский", "Северный" (вероятно, по названию посёлка к северу от аэродрома) и "Южный" (соответственно, по названию посёлка к югу от него). Когда я делала публикации на своих ресурсах, называя его так, как называла всегда, на меня, как коршуны, налетали комментаторы, с пеной у рта доказывая, что "Нивенское" – неправильное название, ведь официально аэродром называется "Северный"/"Южный" (нужное подчеркнуть). Все они утверждали, что названное ими наименование закреплено во всех официальных документах. Но ни авторитетных ссылок, ни уж тем более пресловутых официальных документов никто предоставить не спешил. Как говорится, верьте нам на слово. Собственно, справедливости ради, я официальных документов, что аэродром называется именно "Нивенское", тоже не нашла. Известно что до войны он носил наименование Jesau (бывшее название посёлка Южный).

На том же Дзене есть несколько хороших и подробных статей, в которых качественно освещена история аэродрома, поэтому дублировать её здесь не вижу смысла. В рамках этой статьи я расскажу о том, что мне удалось запечатлеть за несколько часов.

Но краткую краткую историческую справку приведу:

Строительство авиационной базы проходило в 1935-1936 годы. На начало 1945 года на аэродроме базировались 33 самолета Юнкерс Ju-188, 22 самолета Фокке-Вульф FW-190, 20 самолетов Мессершмитт Me-109.
С октября 1952 года на аэродроме дислоцировался 689-й гвардейский Сандомирский ордена Александра Невского истребительный авиационный полк имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации Александра Покрышкина (до 1949 года – 16-й гвардейский истребительный авиационный полк) и 892-й гвардейский Краковский ордена Александра Невского истребительный авиационный полк. Здесь на боевом дежурстве находились ЯК-25, МИГ-17, МИГ-19, CУ-27 и вертолёты.
В 2004 году военные покинули аэродром. До настоящего времени на аэродроме от довоенных построек сохранились здание штаба, два ангара и казармы.

Любителей побродить по заброшенным объектам не в последнюю очередь здесь привлекают арочные укрытия, часть из которых видна ещё на подъезде к аэродрому, с автомобильной дороги.

Прогулки по заброшенным объектам различных лет постройки и назначений являются моей отдельной страстью. Мне сложно пройти мимо руин фортов и шлюзов, мимо полуразрушенных, заброшенных зданий.-5

Если пройти по территории аэродрома, можно увидеть, что после того, как отсюда ушли военные, несколько сооружений было приспособлено под хранение сельхозтехники.

Прогулки по заброшенным объектам различных лет постройки и назначений являются моей отдельной страстью. Мне сложно пройти мимо руин фортов и шлюзов, мимо полуразрушенных, заброшенных зданий.-6

На спутниковых картах видно, что с высоты арочные укрытия малозаметны из-за того, что они прикрыты дёрном, заросшим травой, а кое-где – уже и деревьями.

Фрагмент спутниковой карты
Фрагмент спутниковой карты
Прогулки по заброшенным объектам различных лет постройки и назначений являются моей отдельной страстью. Мне сложно пройти мимо руин фортов и шлюзов, мимо полуразрушенных, заброшенных зданий.-8

Несмотря на то, что аэродром был здесь ещё до войны, эти сооружения были возведены уже в советское время. Если верить справочной информации, такие арки могли уберечь технику от прямого попадания фугасной бомбы или фугасной боевой части крылатой ракеты, а также от поражающих факторов при ядерном взрыве. Сооружения были отапливаемые (по некоторым сведениям) и строились под Миг-23, однако после того, как на смену им пришли Су-27, арочные укрытия прекратили использовать, поскольку новая техника туда не помещалась. Произошло это в 1989 году.

Заросшая рулёжная дорожка
Заросшая рулёжная дорожка

Ещё относительно недавно у сооружений были мощные ворота, о чём свидетельствует множество фотографий в сети. Створки ворот двигались по рельсам на колёсах и приводились в движение электродвигателями. Сейчас практически в любое сооружение можно беспрепятственной зайти, осмотреть то, что осталось. Только заходить надо аккуратно, поскольку повсюду много битого стекла и другого мусора.

Прогулки по заброшенным объектам различных лет постройки и назначений являются моей отдельной страстью. Мне сложно пройти мимо руин фортов и шлюзов, мимо полуразрушенных, заброшенных зданий.-11

К руинам командно-диспетчерского пункта ведёт небольшая тропинка, отходящая от основной дороги (вероятно, он развалившейся рулёжной дорожки). Выглядят они, конечно, совсем ненадёжно: на полу лежат груды битого кирпича, с потолка свисает арматура и куски бетона на ней.

Прогулки по заброшенным объектам различных лет постройки и назначений являются моей отдельной страстью. Мне сложно пройти мимо руин фортов и шлюзов, мимо полуразрушенных, заброшенных зданий.-12

Несмотря на то, что аэродром заброшен, взлётно-посадочная полоса поддерживается в нормальном состоянии: трава вокруг скошена, разметку, по всей вероятности, время от времени восстанавливают. Но поскольку на ВПП не наблюдается слишком активного движения авиатранспорта, её облюбовали жители соседних посёлков: кто-то просто прогуливается по ней, кто-то занимается пробежкой, а кто-то активно орудует палками для скандинавской ходьбы.

К слову, в северной части аэродрома (т.е. там же, где сделаны фотографии ниже) находится АСК "Северный", поэтому говорить о полном запустении не приходится.

Прогулки по заброшенным объектам различных лет постройки и назначений являются моей отдельной страстью. Мне сложно пройти мимо руин фортов и шлюзов, мимо полуразрушенных, заброшенных зданий.-16
Ангар ТЭЧ
Ангар ТЭЧ

На фото ниже, вероятно, здание штаба полка (?):

На территории аэродрома и в его окрестностях много яблонь с довольно вкусными яблоками. Мы даже встречали людей, которые приехали на аэродром специально за ними и возвращались к автомобилями с пакетами, полными сочных плодов.

Прогулки по заброшенным объектам различных лет постройки и назначений являются моей отдельной страстью. Мне сложно пройти мимо руин фортов и шлюзов, мимо полуразрушенных, заброшенных зданий.-19

Несмотря на то, что аэродром был заброшен совсем недавно, восстановить назначение некоторых объектов, руины которых расположены на нём, уже довольно проблематично. По крайней мере, если опираться на сведения, находящиеся в публичном доступе. А на просторах всемирной сети много противоречивой информации, которая начинается с названия аэродрома.

Кстати, пока мы изучали заброшенный аэродром, над нашими головами с грохотом проносились истребители, которые не только создавали особый антураж нашей прогулке, но и внушали надежду, что ещё не всё потеряно.

Прогулки по заброшенным объектам различных лет постройки и назначений являются моей отдельной страстью. Мне сложно пройти мимо руин фортов и шлюзов, мимо полуразрушенных, заброшенных зданий.-20

Больше фотографий в альбоме

Приглашаю в мои группы в VK "Калининградские прогулки" и "Творческий поиск".

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

Статья на PABLIKO.