Вчера сходил на спектакль «Дни Савелия» Городского театра, приехавшего на гастроли в Тюмень из Санкт-Петербурга.
Сидел и думал во время спектакля: как же так? Такие чудесные лица - молодые, красивые, талантливые, смелые, разные, а по телевизору и в кинотеатрах – совсем другие показывают – практически, одни и те же. Кругом условный Безруков и иже с ним… А сколько в провинциальных театрах замечательных актёров? Как пробиться? Куда…?
Да и стоит ли…?
Недавно писал о том, как с трудом высидел первую часть «ВОЙНЫ И МИРА» московского театра Вахтангова и ушёл не дождавшись окончания антракта… Ушёл, потому что смотреть как одни люди изображают других людей, мне не интересно… Даже если это очень хорошие и знаменитые актёры. Интересно, когда проживают жизнь других людей. Между «изображением» и «проживанием», согласитесь, есть большая разница.
Я довольно взыскательный театральный зритель. Отец когда-то приучил к хорошему, подлинному театру… Поэтому, нередко уходил с самых разных спектаклей и театральных зрелищ.
Если не трогает, какой смысл сидеть и мучить себя…?
Трогать может по-разному и разное – драматургия, режиссура, игра актёров, сценография. Хорошо, когда всё вместе. Я никогда не был консерватором в этом вопросе – театр может быть каким угодно – традиционным, классическим, экспериментальным, гротескным, условным, элитарным, уличным, абсурдным, площадным – по системе, вне системы – Станиславского ли, Вахтангова, Таирова, Мейерхольда, Брехта, Ионеско, Мрожека, Любимова, Эфроса, Плучека, Товстоногова, Ефремова, Иванова, Сидорова – кого угодно…
Один критерий – талантливо это сделано или нет, трогает или оставляет равнодушным.
На вчерашнем спектакле в финале я с трудом сдерживал слёзы, а в какие-то моменты этого двухчасового действа – хохотал от души…
Да… материал, конечно, удивительный. Жизнь кота, мир кота, его биография, наш человеческий Мир – его глазами…
Постановка по роману Григория Служителя «Дни Савелия» напомнила мне Толстовского и Товстоноговского «Холстомера». Только там жизнь лошади, а здесь кота. Жизнь, любовь, смерть, взросление, увядание… «Всё как у людей», как пел когда-то Егор Летов. А, может, у людей, как у котов? Как у лошадей, муравьёв и собак? До дельфинов нам, мне кажется, ещё расти и расти… С баранами особенно много общего. Так ли уж велика разница?
Два с половиной часа на одном дыхании, за исключением первых десяти минут, пока не захватило…
Потрясающая игра Михаила Рябова (главная роль – Савелий), да и всех актёров в целом хорошая, ровная - девушек (тётя Мадлен, Грета, мамочка), ребят – (Витюша, киргиз Аскар, мопс Людвиг).
Каждый из них проживал не одну судьбу и не одну роль…
Очень точная, деликатная режиссура. Без всяких фокусов и желания понравиться и сценография – люк от стиральной машины, солнечный круг, лунный лик. Ничего лишнего. Всё работает…
В общем, давно я не испытывал таких сильных переживаний и впечатлений от театрального действа…
Мне кажется, в основе любого театрального зрелища лежат две основных эмоции – смех и слёзы. Собственно говоря, общеизвестный символ античного театра – две маски – комедийная и трагическая.
Ну, а между ними – сопереживание, размышления, удивление иногда…
В общем, этого достаточно, если ты думаешь, смеёшься и плачешь…
У меня была возможность зайти в гримёрку и лично выразить свою благодарность ребятам за этот спектакль (спасибо актёру и режиссёру Тюменского Драматического – Владимиру Орлу). Очень жаль, что театр этот приехал к нам в гости ненадолго…
Ну и напоследок, фрагмент монолога Сирано де Бержерака из одноимённой пьесы Эдмона Ростана:
Но как же поступить? Скажи, Ле-Бре, мне -- как?
Быть может, стать льстецом то вкрадчивым, то грубым,
Ища опоры той, которой не ищу?
И, если выглядит иной вельможа дубом,
Мне уподобиться плющу?
На животе ползти и опускать глаза,
Предпочитая фокусы искусству?
Одной рукой ласкать козла,
Другой выращивать капусту?
Министрам посвящать стихи?
И, легкой рифмою балуясь,
Мне тратить свой талант и ум на пустяки?
Благодарю. Благодарю вас!
Эдмон РОСТАН "Сирано де Бержерак". 1897.
(Перевод с французского - Владимира Соловьёва. 1938 год.)
В современном мире, не только театральном – чаще всего, искусству предпочитают фокусы. Поэтому столько подлинных произведений и художников остаются за бортом так называемого мейнстрима.
Так же, как и Сирано, я предпочитаю фокусам – искусство…
В спектакле «Жизнь Савелия», при всех возможных неровностях и шероховатостях, есть вот это вот самое главное...
Ещё раз спасибо!
P. S.
Некоторые мои размышления о Театре как таковом и спектаклях, которые оставили неизгладимый след в моей душе и в памяти...
Живой Журнал. 2012