Найти в Дзене
Силумин

Место в себе

Выставка "Место в себе" в галерее JART (3-я ул. Ямского Поля, 9)
Выставка "Место в себе" в галерее JART (3-я ул. Ямского Поля, 9)

Пару недель назад мы с дочерью прогуливались по бульварам родного города, конечно не остался без внимания и дом 6/1 на Сретенском бульваре — дом, где ранее располагалось страховое общество "Россия", нам же он интересен тем, что на чердаке этого дома располагалась мастерская художников Эмилии и Ильи Кабаковых. Кстати сказать, не так давно Кабаковы передали Третьяковской галерее легендарный чердак на Сретенском бульваре, где Илья Кабаков работал в течение 20 лет.

«По смрадной черной лестнице, на которой слышались обрывки коммунальных скандалов, ты попадал на страшный чердак, где надо было идти по каким-то доскам… — вспоминает художник Игорь Макаревич. — Охватывало чувство тревоги: куда я попал? Вдали начинал мерцать какой-то огонек, потом открывалась дверь — и перед тобой возникал фантастический мир».

С начала 1970-х по конец 1980-х годов мастерская Ильи Кабакова была одним из важнейших центров неофициальной художественной Москвы.

«…Климат содружества был так характерен для жизни этих художников, поэтов, джазменов, писателей, как бы по счастливой случайности встречавшихся в одном слое», — писал Илья Кабаков о Москве, имея в виду и атмосферу своей студии.

Сегодня мне удалось побывать в удивительном месте, где молодая команда кураторов воссоздала дух мастерской художника. За что я люблю такие места? В них можно "поймать" ощущение, дух мастерской. Пошли вместе заглянем! Сразу скажу, что путь в маленькую и уютную галерею JART - отдельное приключение. В эти дни до 17 апреля в галерее JART проходит выставка "Место в себе"(вход бесплатный), которая переносит нас в мастерскую художников арт-группы "Россия" на том самом чердаке доходного дома на Сретенском бульваре.

Арт-группа "Россия" - это уникальное явление в современном московском искусстве, оно зародилось в начале 90-х на том самом чердаке, по соседству с бывшей мастерской Ильи Кабакова. Все из мастерских вылезали на крышу дома, писали этюды, загорали, любовались городом и показывали его гостям. Так постепенно сложился круг единомышленников, его ядро составляли Иван Дмитриев, Людмила Блок, Сергей Ануфриев, Владимир Фёдоров, Павел Пепперштейн.

Название арт-группы было предложено Павлом Пепперштейном, оно несло в себе не только наименование доходного дома, но и вообще такого нового феномена, как Россия после только-только исчезнувшего СССР.

"То было время "Великого Путешествия" на Запад, когда российские художники оказались в мире бесчисленных музеев и галерей мира, но, прежде всего, Европы. Здесь они впервые увидели всё то, о чём мечтали всю жизнь. Классическое искусство перестало быть чем-то старым, пылящимся на складе или в витрине музея. Оно раскрыло художникам тайну, почему оно существует до сих пор и почему мы его видим. Оно показало им, как надо его видеть. Именно потому античность стала мерилом идеального в искусстве для общества "Россия", — пишет Сергей Ануфриев.

Выставка объединяет более пятидесяти живописных работ символического реализма — направления, включающего в себя переосмысленные принципы языка реалистической живописи. Это визуальный опыт, который строится в соответствии с приемами барочного светотеневого моделирования, ориентируясь на традицию тоновой живописи, но затрагивающий тему российской повседневности в портретах, натюрмортах и бытовых сценах.

Среди прочего здесь редкий портрет Людмилы Блок с выставки 1996 года «Москва‑Берлин. 1900–1950», а также картина «Вид от Кабаковской мастерской» 1990 года, на которой изображен вид из окна мастерской Ильи Кабакова на Сретенском бульваре.

Путь в галерею JART (3-я ул. Ямского Поля, 9).
Путь в галерею JART (3-я ул. Ямского Поля, 9).

Цель сегодняшней вылазки, как бы парадоксально это не звучало, не в картинах, а в месте как таковом, попытаться поймать "дух" мастерской. Будете рядом, отыщите это местечко. Загляните, оно точно не оставит вас равнодушным.

По дороге на выставку, культурные "слои" Москвы. Вид на Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы. Фото автора.
По дороге на выставку, культурные "слои" Москвы. Вид на Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы. Фото автора.

P.S.:

Эмилия Кабакова, соавтор и жена Ильи Кабакова, объяснила решение художников передать мастерскую Третьяковской галерее:

«Долгое время это помещение занимал Иосиф Бакштейн с Институтом проблем современного искусства, и мастерская в этом смысле работала, но нам бы хотелось восстановить ее в оригинальном виде и быть уверенными, что, даже если что-то случится — а мы все не вечные, — она продолжит существовать и ее не превратят в пентхаус. Мы хотим возвратить мастерскую в первоначальное состояние, когда там работал Илья. Сейчас она немного переделана под офис, и надо воссоздать все вещи, хотя многое там и осталось. Ее нужно слегка модернизировать, чтобы она стала доступной, соединить с лифтом, чтобы жители дома знали, что рядом с ними находится. В доме есть детская комната, и туда можно будет подарить коллекцию детских книг, постеров — это планы. Мы рассчитываем на то, что от Третьяковки придут молодые кураторы, новые силы. Мы не хотим мемориального пространства. Конечно, там должна быть документация концептуального искусства 1970–1980-х, будут и книги, и документы, и работы Ильи — несколько мы дарим. Но выставки в мастерской не должны быть в холодном экспозиционном стиле — таких пространств достаточно в Москве. Мы рассчитываем на квартирные и студийные показы, какими они были в мастерских художников. Мы хотим повторить атмосферу — она, конечно, ностальгическая, но все равно сегодняшняя. Мы не хотим музей Кабакова. Нам предлагали такой вариант, но мы отказались». подробнее читайте здесь >>