Пару недель назад мы с дочерью прогуливались по бульварам родного города, конечно не остался без внимания и дом 6/1 на Сретенском бульваре — дом, где ранее располагалось страховое общество "Россия", нам же он интересен тем, что на чердаке этого дома располагалась мастерская художников Эмилии и Ильи Кабаковых. Кстати сказать, не так давно Кабаковы передали Третьяковской галерее легендарный чердак на Сретенском бульваре, где Илья Кабаков работал в течение 20 лет.
«По смрадной черной лестнице, на которой слышались обрывки коммунальных скандалов, ты попадал на страшный чердак, где надо было идти по каким-то доскам… — вспоминает художник Игорь Макаревич. — Охватывало чувство тревоги: куда я попал? Вдали начинал мерцать какой-то огонек, потом открывалась дверь — и перед тобой возникал фантастический мир».
С начала 1970-х по конец 1980-х годов мастерская Ильи Кабакова была одним из важнейших центров неофициальной художественной Москвы.
«…Климат содружества был так характерен для жизни этих художников, поэтов, джазменов, писателей, как бы по счастливой случайности встречавшихся в одном слое», — писал Илья Кабаков о Москве, имея в виду и атмосферу своей студии.
Сегодня мне удалось побывать в удивительном месте, где молодая команда кураторов воссоздала дух мастерской художника. За что я люблю такие места? В них можно "поймать" ощущение, дух мастерской. Пошли вместе заглянем! Сразу скажу, что путь в маленькую и уютную галерею JART - отдельное приключение. В эти дни до 17 апреля в галерее JART проходит выставка "Место в себе"(вход бесплатный), которая переносит нас в мастерскую художников арт-группы "Россия" на том самом чердаке доходного дома на Сретенском бульваре.
Арт-группа "Россия" - это уникальное явление в современном московском искусстве, оно зародилось в начале 90-х на том самом чердаке, по соседству с бывшей мастерской Ильи Кабакова. Все из мастерских вылезали на крышу дома, писали этюды, загорали, любовались городом и показывали его гостям. Так постепенно сложился круг единомышленников, его ядро составляли Иван Дмитриев, Людмила Блок, Сергей Ануфриев, Владимир Фёдоров, Павел Пепперштейн.
Название арт-группы было предложено Павлом Пепперштейном, оно несло в себе не только наименование доходного дома, но и вообще такого нового феномена, как Россия после только-только исчезнувшего СССР.
"То было время "Великого Путешествия" на Запад, когда российские художники оказались в мире бесчисленных музеев и галерей мира, но, прежде всего, Европы. Здесь они впервые увидели всё то, о чём мечтали всю жизнь. Классическое искусство перестало быть чем-то старым, пылящимся на складе или в витрине музея. Оно раскрыло художникам тайну, почему оно существует до сих пор и почему мы его видим. Оно показало им, как надо его видеть. Именно потому античность стала мерилом идеального в искусстве для общества "Россия", — пишет Сергей Ануфриев.
Выставка объединяет более пятидесяти живописных работ символического реализма — направления, включающего в себя переосмысленные принципы языка реалистической живописи. Это визуальный опыт, который строится в соответствии с приемами барочного светотеневого моделирования, ориентируясь на традицию тоновой живописи, но затрагивающий тему российской повседневности в портретах, натюрмортах и бытовых сценах.
Среди прочего здесь редкий портрет Людмилы Блок с выставки 1996 года «Москва‑Берлин. 1900–1950», а также картина «Вид от Кабаковской мастерской» 1990 года, на которой изображен вид из окна мастерской Ильи Кабакова на Сретенском бульваре.
Цель сегодняшней вылазки, как бы парадоксально это не звучало, не в картинах, а в месте как таковом, попытаться поймать "дух" мастерской. Будете рядом, отыщите это местечко. Загляните, оно точно не оставит вас равнодушным.
P.S.:
Эмилия Кабакова, соавтор и жена Ильи Кабакова, объяснила решение художников передать мастерскую Третьяковской галерее:
«Долгое время это помещение занимал Иосиф Бакштейн с Институтом проблем современного искусства, и мастерская в этом смысле работала, но нам бы хотелось восстановить ее в оригинальном виде и быть уверенными, что, даже если что-то случится — а мы все не вечные, — она продолжит существовать и ее не превратят в пентхаус. Мы хотим возвратить мастерскую в первоначальное состояние, когда там работал Илья. Сейчас она немного переделана под офис, и надо воссоздать все вещи, хотя многое там и осталось. Ее нужно слегка модернизировать, чтобы она стала доступной, соединить с лифтом, чтобы жители дома знали, что рядом с ними находится. В доме есть детская комната, и туда можно будет подарить коллекцию детских книг, постеров — это планы. Мы рассчитываем на то, что от Третьяковки придут молодые кураторы, новые силы. Мы не хотим мемориального пространства. Конечно, там должна быть документация концептуального искусства 1970–1980-х, будут и книги, и документы, и работы Ильи — несколько мы дарим. Но выставки в мастерской не должны быть в холодном экспозиционном стиле — таких пространств достаточно в Москве. Мы рассчитываем на квартирные и студийные показы, какими они были в мастерских художников. Мы хотим повторить атмосферу — она, конечно, ностальгическая, но все равно сегодняшняя. Мы не хотим музей Кабакова. Нам предлагали такой вариант, но мы отказались». подробнее читайте здесь >>