5 апреля 1940 г. первый полет совершил опытный истребитель И-200. В серию этот самолет был запущен под индексом МиГ-1, а позднее – МиГ-3.
Эскизный проект истребителя И-200 был разработан в конце 1930-х годов в ОКБ авиаконструктора Н.Н. Поликарпова. Технический проект и постройка первых опытных экземпляров И-200 проводились уже во вновь организованном КБ Микояна и Гуревича (МиГ).
5 апреля 1940 г. летчик-испытатель Екатов Аркадий Никифорович впервые поднял в воздух опытный образец И-200. Еще до окончания испытаний, в мае 1940 г. новый истребитель был запущен в серийное производство под обозначением МиГ-1. Было изготовлено 100 самолетов.
Вскоре МиГ-1 получил ряд значительных улучшений — дополнительный топливный бак, усиленное шасси и конструктивное изменение расположения двигателя. После модернизации самолет стал называться МиГ-3. Его серийное производство началось в начале 1941 г. Было выпущено 3272 самолета. МиГ-3 имел дальность полета до 1000 км и максимальную скорость 640 км/ч.
МиГ-3 стал одним из основных советских истребителей в самом начале Великой Отечественной войны. Применялся как для непосредственного боя с вражескими самолетами, так и для выполнения разведывательных полетов и сопровождения бомбардировщиков. У МиГ-3 была высокая маневренность и скорость, что позволяло ему перехватывать немецкие самолеты.
Именно на истребителе МиГ-3 одержал свои первые воздушные победы легендарный советский летчик-ас А.И. Покрышкин. На этом самолете также воевал М.Л. Галлай, который впоследствии стал инструктором-методистом по подготовке к космическим полетам первых советских космонавтов.
На фронте истребитель МиГ-3 применялся до 1943 года, а в войсках ПВО до конца войны. МиГ-3 является одним из символов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.