В пятницу израильские магазины и кафе работают до середины дня, а потом закрываются. Примерно в 4 часа дня перестают ходить автобусы, да и машин на дорогах практически не остается. Пешеходов тоже не много. Что же делают жители Израиля, когда не ходит транспорт, не работают магазины и кафе?
Обычно в израильских городах шумно. Обязательно где-то недалеко пищит погрузчик, сигналят машины, мусоровоз компрессирует содержимое контейнеров, проносятся мотоциклы, где-то играет музыка. В какой-то момент эти звуки перестаешь замечать, но как только наступает шаббат и начинаешь слышать пение птиц, становится понятно, как же было шумно. Шаббат можно ценить хотя бы за эту тишину.
На самом деле совсем уж идиллии тут нет. Минтруда страны ведет учет занятости в субботние дни, и согласно официальным данным, в выходной постоянно или время от времени работают около 400 тыс. израильтян (из 10 млн). При этом владельцев бизнесов практически не штрафуют за нарушения закона - за год количество выписанных штрафов исчисляется всего лишь десятками. В том числе по той причине, что инспекторы сами не могут работать в субботу.
Общественный транспорт
Как должен ходить (если должен вообще) транспорт в шаббат - предмет постоянных дискуссий. Религиозные традиционалисты считают, что в день отдыха общественный транспорт - оскорбление чувств верующих. Более того, сейчас в центре дискуссий - будет ли ходить в шаббат строящийся скоростной трамвай, который свяжет всю тель-авивскую агломерацию (в ТА и вокруг - в Бат-Яме, Петах-Тикве, Холоне, Рамат-Гане и так далее - живут 3,5 млн человек).
Сторонники светского образа жизни в прежнем руководстве минтранса сделали расчеты и выяснили, что простой трамвая в шаббат для экономики будет стоить $250 млн в год, - и это при том что сама стройка, растянувшаяся на 20 лет и до сих пор не законченная, уже съела $20 млрд. Новый министр транспорта полгода назад, до выборов, заявляла, что в шаббат трамвай ходить не будет. Раз сказала, вероятно, и не будет. Первая ветка строящегося трамвая откроется в конце апреля - скоро всё узнаем. Кстати, железная дорога в Израиле в шаббат пассажиров не возит.
При этом совсем уж без транспорта в выходной крупные города Израиля не остаются. Его становится сильно меньше, но автобусы ходят по Тель-Авиву (действуют специальные шаббатние маршруты). Проезд в них бесплатный. В Хайфе тоже работают автобусы (многосоставные метрониты), пусть и не во всем городе. А вот в Иерусалиме - извините.
Есть коммуникация и между городами - от Хайфы до Тель-Авива можно доехать в шаббат на маршрутке - стоит это 50 шекелей (1 тыс. рублей). В маленьких городах сложнее. Допустим, вы доехали в Нетанию на маршрутке Хайфа - Тель-Авив, но обратно уехать уже будет сложнее - для пассажира из промежуточного пункта в проходящей маршрутке может не оказаться места. Выход здесь - ловить попутку - многие таксисты, возвращаясь пустыми, берут пассажиров, чтобы не ехать порожняком, за те же 50 шекелей.
Отдельный вопрос - как ко всему этому относятся религиозные евреи. И вот как: недавно в городе Рамат-ха-Шарон на протяжении двух шаббатов подряд субботние автобусы подвергались нападению и забрасыванию камнями. Никто из пассажиров не пострадал, но сами автобусы - да. “Мы не позволим экстремистам остановить нас и нарушить образ жизни жителей Рамат ха-Шарона”, - заявил в ответ мэр города, пообещав поймать и наказать хулиганов (есть подозрение, что у тех были пейсы и шляпы, но не будем разжигать).
Кафе
Ранним утром в шаббат все кафе вдоль набережных Тель-Авива, Бат-Яма, Хайфы и других прибрежных городов забиты людьми. Чтобы успеть занять место, надо приехать пораньше. Все хотят на море, все хотят посидеть в кафе. Далеко не весь общепит в Израиле работает в шаббат, но если кафе открыто, то там биток. Тем не менее, найти кафешку в выходной день реально.
Особенно хорошо в шаббат в арабских районах. Арабов запрет на работу в выходной не касается, поэтому в тель-авивском районе Яффо ничто не говорит об отдохновении. Кафе открыты, веранды полны людей, магазины работают, по улицам как обычно, спешат местные жители и туристы (но никто никуда не торопится, потому что Восток).
Магазины / доставка
Магазинам, в принципе, нельзя работать в шаббат. За нарушение запрета положен штраф. Некоторые готовы платить штраф, другие получают разрешение от муниципалитетов. По официальным данным, на шаббат приходится 20% выручки израильских бизнесов.
По субботам (законно или нет) в стране работают около 60 торговых центров, более 200 супермаркетов, почти столько же мебельных магазинов, несчетное число мастерских по ремонту телефонов и автомоек на АЗС.
Израильтяне в шаббатнее время могут купить все необходимое в сети магазинов у дома "AM:PM" с режимом 24х7. Овощи, фрукты, напитки, в том числе спиртные, выпечка, кондитерские изделия, молочка, нехитрый набор мясных изделий - словом, на этом ассортименте можно жить. Цены немного выше, чем в крупных супермаркетах, которые в шаббат отдыхают.
Другая сеть, не признающая шаббат - условно ее относят к “русским” магазинам - “Тив-Таам”. Это крупнейшая сеть некошерных супермаркетов в стране - они работают в шаббат и практически во все религиозные праздники. На полках представлены как российские, так и израильские товары, а также самый разнообразный деликатесный импорт. “Тив-Таам” занимает нишу между “Азбукой вкуса” и “Перекрестком” - дорого, но терпимо. Есть у них и небольшие магазинчики, конкуренты "AM:PM". В общем, с голоду в шаббат не умрешь.
Спасает и доставка. Один из нескольких израильских сервисов доставки имеет российское происхождение - Deli by Yango делает команда “Яндекс.Лавки” (основатель “Яндекса” Аркадий Волож уже несколько лет живет в Израиле, здесь же действует офис компании с более чем 500 сотрудниками - россиянами).
О том, как стать гражданином Израиля, мы подробно рассказываем в статье о поиске еврейских корней
Развлечения
Один из главных вопросов, которые необходимо ответить новому израильтянину - покупать машину или нет. Такси - дорого. Своя машина - свобода перемещений, в частности, в шаббат. Если машины нет, то в выходной выбраться куда-то проблематично (хотя и не невозможно). Если машина есть, то открываются огромные перспективы по изучению маленькой, но внутри очень большой страны. При наличии машины можно добраться, например, до Иерусалима, посетить там Стену плача, Аллею цветов и прогуляться по Старому городу. А еще можно съездить на Мертвое море - это самый низкий участок суши на Земле и очень популярное место для туризма, в том числе внутреннего, или доехать до Хайфы, чтоб полюбоваться на Бахайские сады и посетить Бахайский Храм, а можно съездить в Кейсарию - древний римский город. Еще вариант для шаббатнего отдыха - нацпарк Мацада в южной части Израиля, - там находится древняя крепость на вершине горы, откуда открываются потрясающие виды на пустыню Негев и окрестные горы.
Как попасть в Израиль и стать гражданином страны, можно почитать в нашей статье "Репатриация в Израиль"
Если же хочется более простых развлечений, то торговые центры и кино в шаббат вполне доступны. Недавнее исследование Израильского института демократии показало, что шаббат соблюдается в стране все меньше - 98% кинотеатров, 82% музеев, 52% культурных центров и театров - 42 кинотеатра, 45 музеев, 46 культурных центров и театров работают вместо того чтобы отдыхать. В середине десятых годов шаббат блюли куда строже - тогда работали в выходной 65% музеев, 46% культурных центров и театров.
Разумеется, свобода есть не везде - в городах вроде Бней Брака, где религиозных евреев большинство, те же кинотеатры не работают не то что в шаббат - там это явление отсутствует как таковое.
Просто жизнь
Дач в привычном россиянам понимании в Израиле нет. При этом загородная жизнь имеет место быть. Тем, кому хочется близости к природе, просто выбирают поселки или городские районы с одно-двухэтажной застройкой. Практически в каждом городе такие есть. Еще вариант - кибуц. В кибуце Аль Рум на севере страны, например, можно снять хороший дом с большим участком примерно за 3,5 тыс. шекелей в месяц (70 тыс. рублей). Кибуц расположен посреди леса с ягодами и грибами. Шаббат в таком месте проводить отлично. Но если работать в Хайфе, то это машина и полтора часа на дорогу в одну сторону.
Многие израильтяне никуда не выезжают в шаббат. Каждая набережная в приморских израильских городах по утрам наводнена людьми. Велосипедные дорожки заполнены велосипедистами, рядом на пешеходных дорожках плотными рядами бегут бегуны.
На полоске песка собачники бросают тарелки своим любимцам, а по-соседству волейболисты перекидывают через сетку мяч. Светские израильтяне любят проводить шаббат на побережье - это хорошая возможность отдохнуть с пользой для здоровья.
А еще здесь любят пикники, поэтому едва ли не каждый парк и каждый пятачок с газоном и тенистыми деревьями принимает в пятницу и субботу любителей шашлыков. Пластиковые стулья, раскладные столы, составленные часто в ряд, надувные детские площадки - собираются часто большими компаниями и проводят вместе целый день.
Ну а пятничный вечер - это еще и домашние посиделки. Израильские дома славятся балконами, террасами, эксплуатируемыми кровлями. Когда идешь по торговой улице, где все магазины закрыты, а витрины темны, но сверху доносятся веселые разговоры и звон бокалов, понимаешь, в чем один из важных смыслов шаббата.
Вечером в субботу открываются магазины, начинает ходить общественный транспорт, снова начинают сигналить машины, потому что всем необходимо куда-то вдруг поехать, и жизнь приобретает будничный вид. Главный недостаток шаббата - не отсутствие автобусов, а скоротечность.