Найти тему
Писательский труд

Смеющийся

Жил-был человек, и звали его Ицхак. Человек как человек, вроде ничего особенного, но он всегда смеялся. Смеющийся Ицхак.

Когда Ицек был маленьким, то родители думали — вырастет, пройдет. Но мама и папа не попускали: они говорили Ицеку, чтобы он смеялся меньше, ругали его, но все равно Ицхак продолжал смеяться.

— Ицек, Ицек, почему ты смеешься? — спрашивали мама с папой.

— Так смешно же. Ха-ха.

— А что смешного, Ицек?

— Все. Ха-ха.

Время шло, но Ицхак не прекращал смеяться. Решили родители женить Ицхака, думали, станет серьезнее, Всевышний поможет, а Ицек был не против. Так и женился Ицек на Серах. И стал Ицек смеяться еще больше. Хотя это было странно, но сначала Серах это не смущало, и ей даже нравилось. Она думала, что у Ицхака такое чувство юмора. Но потом Серах устала и разозлилась.

— Ицек, Ицек, что же ты все время смеешься? — спрашивала Серах.

— Так смешно же. Ха-ха.

— А что смешного, хамуд шели[1]?

— Так мне хорошо, Серах.

Не выдержала Серах и ушла от Ицека, а он все равно смеется.

— Ицхак, ну что же ты смеешься? Ведь даже Серах ушла от тебя! — говорят вокруг. — Дурно еврею столько смеяться! Прекращай Ицхак!

— Так смешно же.

И вроде привыкли к Ицхаку, смеется и ладно, дурачок, и ладно. Недалекий Ицек.

Но потом умерла мама Ицхака. И на похоронах Ицек смеялся.

— Ицек, мама умерла, а ты смеешься!!

— Так смешно же.

— А что смешного? Твоя мама умерла!

— Ей хорошо теперь, вот я и смеюсь.

— Странный ты, Ицек.

— Ха-ха.

И стали сторониться Ицхака, потому что дурачок дурачком, но все-таки есть Тора. Нужно предаваться печали, а Ицек смеется.

А потом у Ицхака умер папа. И на похоронах Ицек опять смеялся. Даже еще больше смеялся.

— Ицек, папа умер, а ты смеешься!!

— Так смешно же.

— А что смешного? Твой папа умер!

— Ему хорошо теперь, вот я и смеюсь.

— Чудной ты, Ицхак.

— Ха-ха.

И стали Ицхака потом избегать, и чурались его. И ненависть в людях стала просыпаться к Ицхаку. В один из дней Ицека даже побили. А потом еще раз. И еще раз.

— Что вы меня бьете?

— Хватить ржать!!

— Ха-ха.

Его бьют, а он еще пуще смеется. И бьют его за это сильнее.

И стали Ицхака ненавидеть все больше и больше. И не было проходу Ицеку, каждый считал своим долгом обозвать его, плюнуть в него, ударить его. А Ицхак на все это смеялся.

И решил один из коэнов поговорить с Ицхаком, наставить его на путь Торы. И пригласил коэн Ицека на разговор.

— Ицек, ты иудей?

— Я обрезанный.

— Ицек, ты читал Тору?

— В школе читал.

— Я слышал, что ты часто смеешься. Это правда?

— Да, правда. Я люблю смеяться.

— Ицек, ты знаешь, что в Торе сказано, что нельзя столько смеяться?

— А почему я не могу смеяться?

— Ицек, не надо спрашивать почему. Надо просто повиноваться правилам. Надо просто соблюдать заповеди. Скажи мне, почему ты смеешься?

— Меня зовут Ицхак,[2] вот и смеюсь.

И понял коэн, что нет смысла говорить с Ицхаком, и далек Ицек от Всевышнего, и человек он нехороший, и нельзя никому с ним общаться.

И еще больше люди стали обижать Ицека.

Какое-то время спустя один известный доктор решил помочь Ицеку, и он придумал, что с Ицеком нужно поговорить. И вот пригласил доктор Ицхака в бар, и стали они пить и разговаривать. И вот доктор думает, что разговор наладился и надо спросить Ицхака, в чем же дело.

— Ицек, а что ты смеешься все время?

— А сказать тебе, доктор?

— Скажи, Ицек.

— А потому что хорошо мне.

— Как же тебе хорошо, Ицек, если в Торе написано, что нельзя столько смеяться? Как же тебе хорошо, если тебя бьют и ненавидят за твой смех?

— Ничего ты не понимаешь. Смешно, потому что хорошо.

— Что же хорошего, что тебя бьют?

— Все хорошо.

И не понял ничего доктор, и не узнал ничего, и разозлился, и тоже стал ненавидеть Ицхака. Потому что доктор, на самом деле, не хотел помочь Ицеку. Доктор хотел, чтобы потом говорили, что вот он тот самый доктор, который помог Ицеку, а до этого никто не мог ему помочь. Не вышло ничего у доктора.

А Ицек продолжал так жить. Его бьют, обзывают, унижают, а он все смеется. Его бьют, бьют, а он каким-то чудом выживает, ибо был Ицек неубиенный. И так много лет. Уже многие перемерли, кто его бил, а Ицхак все живет и живет. И ненависть к Ицеку распространялась и на новые поколения. И пугали старшие младших: «Не будешь соблюдать заповеди, будешь как Ицек». И это уже стало традицией бить Ицека.

Наконец, умер Ицек. Уснул и не проснулся. И все сразу заметили, что Ицека больше нет. Некого было обзывать и бить. Ицек лежал на улице и улыбался.

— Даже мертвый смеется.

И сначала люди даже обрадовались, что Ицек умер: больше никто не будет надоедать, больше нет нехорошего человека.

А потом люди как поняли!..

Когда Ицек был жив, то люди всю злость свою вымещали на Ицеке и сами много смеялись и не ссорились, и жили, и любили. А теперь некого было бить и обзывать, и стали люди бить и обзывать друг друга.

Ицек смеялся, чтобы все вокруг смеялись.

[1] Мой любимый (ивр.).

[2] Тот, который будет смеяться (ивр.