Мы продолжаем историю походов Святослава Игоревича в Болгарию и войны с Византией. Сегодня мы разберем такой аспект, как тактическое мастерство Святослава.
Первое, что бросается в глаза, когда изучаешь историю походов Святослава, это активность, стремление всегда действовать наступательно. Это относится даже к обороне Доростола, когда по всем законам тактики того времени, Святослав должен был укрыться за городскими стенами.
Если враг имел подавляющее численное преимущество, то Святослав давал оборонительный бой, главной целью которого было нанести противнику поражение, а не просто отразить его атаки. Если удача была на стороне противника, то воины Святослава начинали отходить, закинув щиты на спину, что давало защиту от метательного оружия. При окружении, воины пытались разорвать кольцо врага, прокладывая себе путь мечами, часто используя построение в виде клина.
Боевой порядок пехоты состоял из сплошного глубокого строя. Это было главной причиной стойкости пехоты русов, и давало преимущество перед врагами. Воины выстраивались сомкнув щиты и выставив копья, образовывая своего рода стену. Это построение давало большую силу удара и стойкость в обороне.Но такой строй, в несколько тысяч человек, требовал большой выучки воинов, что дает возможность предположить, что воины проходили предварительное обучение перед походом.
Войско Святослава состояло из пехоты и конницы. Одним из преимуществ конницы Святослава было то, что конные воины одинаково хорошо сражались как в конном, так и в пешем строю. Пехота передвигалась на ладьях, а конница - по берегу. Причем зачастую кони передвигались с коноводами, а дружинники на ладьях. Высаживаясь на берег, дружина, в зависимости от ситуации, сражалась либо в конном, либо в пешем строю. Но не редки были случаи смешенного строя. Это было продемонстрировано в битве при Адрианополе.
Следует отметить способность Святослава мотивировать своих воинов перед боем. До него подобными навыками отличался Гай Юлий Цезарь. А после него, данный прием был доведен до абсолюта нашим гениальным полководцем А.В. Суворовым.
нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь.
Чего стоят только эти слова, наполненные отвагой. Разве после таких слов кто либо из воинов мог помыслить об отступлении?
Храбрость русов отмечал и византийский историк Лев Диакон. И закончить данную публикацию я хочу его словами, которые вы уже читали в названии статьи.
Но что сей народ отважен до безумия, храбр, силен, что нападает на всех соседственных народов, то многие свидетельствуют и даже Божественный Иезекииль о сем упоминает в следующих словах: Ce аз навожу на тя Гога и Магога, Князя Росс.
Говорят, что побежденные Тавроскифы никогда живые не сдаются неприятелям, но, вонзая в чрево мечи, себя убивают.
«…СЕЙ НАРОД ОТВАЖЕН ДО БЕЗУМИЯ, ХРАБР, СИЛЕН…» ЛЕВ ДИАКОН.
1 апреля 20231 апр 2023
1
2 мин