Темы проституции касались в своих произведениях многие отечественные классики. Именно касались. Но Куприн рискнул пойти дальше. Он написал произведение не об отдельной женщине волею судьбы ступившей на путь проституции. Он описал целый "квартал красных фонарей" на русский манер.
Немного из истории: в царской России профессия проститутки была вполне себе, пусть и не достойным, но легальным занятием. Впервые в России проституция была легализована Екатериной II. Именно в период ее правления появился сам термин "проститутка". В Петербурге были отведены места для первых домов терпимости, а работающих там женщин обязали регулярно проходить медицинский осмотр.
Позднее, в 1844 году, появились знаменитые "желтые билеты", которые выдавались женщине занимающейся проституцией в обмен паспорта. Паспорт оставался в полицейском участке. Таким образов, все проститутки были под контролем полиции и государства. В билете были прописаны правила содержания публичных домов, сведения о медицинском осмотре регулярно проходимом женщиной и сведения об уплате ей налога.
Запрещена проституция (официально) только в 1917 году, как пережиток царской России, не могущий существовать в советском государстве.
Естественно в обществе люди к данному явлению относились по-разному. Кто-то презирал этих женщин, кто-то жалел, кто-то не понимал. Но ходили к ним все вышеперечисленные категории.
Так вот, Александр Куприн описал публичный дом вплоть до его банальностей и бытовых потребностей. Конечно, для того, чтобы знать о чём он пишет, Куприну пришлось и самому не раз посетить увеселительные заведения. Я не буду, ехидно потирая ручки, рассказывать скабрезные истории о том, как Куприн в публичный дом ездил. Да, ездил. Да, наблюдал, Да, разговаривал, общался, а может и больше. Кто мы такие чтобы гения судить?
События, описываемые в книге, происходят в Киеве. Но в своем произведении Куприн говорит нам о том, что в принципе, это история публичных домов по всей тогдашней России.
Кстати, в моем городе тоже есть улицы Малая и Большая Ямские. Но, насколько мне известно, они такой славы не имеют.
Куприн описывает не просто отдельный дом терпимости. Он описывает целый квартал, в котором расположены публичные дома разных уровней. От шикарных борделей с богато одетыми куртизанками, до грошовых грязных заведений, посещаемых в основном пьяницами, мелким жульем и уличными ворами.
Дом терпимости Анны Марковна относится к приличному заведению средней руки. Свое описание Куприн начинает с того, что предупреждает читателя о возможной безнравственности его произведения. Однако, мы понимаем, что Куприн не просто хотел "хайпануть" на столь замалчиваемой в обществе теме. Вовсе нет. Он хотел показать своим произведением всю грязь, как внешнюю, так и внутреннюю, которая разрушает души и сердца не только проституток, но и людей их посещающих. Куприн не обвиняет своих героинь, но и не идеализирует их. Он описывает их недалекими, где-то жалкими, где-то наивными и капризными словно дети.
Куприн очень ярко описывает ситуацию, когда студент идеалист пытается спасти Любку от порочной жизни. И все понимают, каким будет финал. Но снова и снова лелея мечту повторяют как заклинание "а вдруг...". То есть нет выхода из этого порочного круга? Автор показывает нам, что варианты есть. Показывает это на примере той же Анны Марковны, или Тамары, или Женьки... Но выход ли это? Может единственным выходом должна стать реакция государства на данное постыдное явление? Именно такой вариант как единственно верный, с точки зрения Куприна, он и предлагает в конце повести.
Мне повесть очень понравилась. Ставлю 10/10 и настоятельно рекомендую к прочтению. Читала в рамках книжного челленджа в ВК, задание "название произведения из трех букв". Не вижу ничего плохого в том, что бы прочитать его в подростковом возрасте, причем как девушкам, так и юношам.
Все фото из сети интернет: Яндекс.картинки