Найти тему

Апрельские зарисовки России

Сегодня, в преддверии христианских праздников, которые русская православная церковь отмечает в апреле — Благовещение Пресвятой Богородицы, Вербное Воскресенье и Светлое Христово Воскресение или Пасха Господня — у меня родилась мысль о статье, не совсем типичной для моего канала. Хотя почему нет? Ведь путешествие может быть и духовное!

Вид на Кремль и Исторический музей
Вид на Кремль и Исторический музей

Идею я нашла в Историческом музее в Москве. Но речь пойдет не только о московских впечатлениях.
Так случилось, что до прошлого понедельника я ни разу не была в этом музее. Наконец, дошла очередь! Впечатлена! Обо всем в короткой статье не расскажешь, но вот одно направление хотелось бы затронуть.

Музей организовал выставку «Драгоценный убор русской иконы XV – начала XX века из собрания Исторического музея».

Какая красота!
Целые тома, научные работы, религиозные и искусствоведческие книги посвящены иконе. Но об уборах, окладах мы знаем гораздо меньше.

Венец и цата от иконы Пресвятой Троицы. Середина XVII века. Серебро, камни, стекла, чеканка, гравировка, золочение. Происходит из собрания С.П. Рябушинского. (Цата – украшение икон в виде полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Подвешивалась к венцу на специальные петли в виде ожерелья.)
Венец и цата от иконы Пресвятой Троицы. Середина XVII века. Серебро, камни, стекла, чеканка, гравировка, золочение. Происходит из собрания С.П. Рябушинского. (Цата – украшение икон в виде полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Подвешивалась к венцу на специальные петли в виде ожерелья.)

Я выбрала несколько работ, чтобы познакомить вас с красотой. Для тех, кто не является православным, посмотрите просто на великолепную работу художников и драгоценных дел мастеров.

Икона «Господь Вседержитель в окладе». Золото, алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, альмандин, берилл, кварц, корунд, турмалин, халцедон, шпинель, жемчуг, эмаль, ткань, циркон, серебро; литье, чеканка, гравировка, золочение.  Середина XVII века, время правления Алексея Михайловича. Мастерские Московского Кремля. Икона «Господь Вседержитель в окладе» в образе Царя Царей и Великого Архиерея в драгоценном окладе происходит из Свято-Успенской женской обители, в свое время второй по значению после Московского Новодевичьего монастыря в России.
Икона «Господь Вседержитель в окладе». Золото, алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, альмандин, берилл, кварц, корунд, турмалин, халцедон, шпинель, жемчуг, эмаль, ткань, циркон, серебро; литье, чеканка, гравировка, золочение. Середина XVII века, время правления Алексея Михайловича. Мастерские Московского Кремля. Икона «Господь Вседержитель в окладе» в образе Царя Царей и Великого Архиерея в драгоценном окладе происходит из Свято-Успенской женской обители, в свое время второй по значению после Московского Новодевичьего монастыря в России.

С древности драгоценные украшения рассматривались как важный атрибут священного образа. В Византии эта традиция приобрела новое звучание. По словам святителя Симеона Солунского (1429 год) украшения иконы являются «образом величия, славы и красоты Бога». Оклады, киоты, пелены служат ковчегом, скрывающим святыню и внушающим чувство благоговения перед ней.

С установлением в России династии Романовых Казанская икона Пресвятой Богородицы стала почитаться как державная Заступница — государственная святыня, спасшая страну от смуты и латинства!

Икона Богоматери «Казанская». Россия, Москва, 2-я половина XVII века. Мастерские Московского Кремля. Золото, серебро, алмазы, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, дерево, бархат, эмаль; золочение, чеканка, шитье жемчугом.
Икона Богоматери «Казанская». Россия, Москва, 2-я половина XVII века. Мастерские Московского Кремля. Золото, серебро, алмазы, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, дерево, бархат, эмаль; золочение, чеканка, шитье жемчугом.

С принятием Христианства Древняя Русь усвоила иконопочитание и византийские традиции культа икон. Летописи, жития святых, повести о чудотворных иконах, содержащие упоминания о том, как украшались в древности святыни в храмах, раскрывают значение этих приношений. Возведение церквей и наполнение их образами считалось христианским долгом перед подданными.

Икона Богоматери «Знамение», с великомучениками Георгием и Иаковом Перским, преподобным Онуфрием и Макарием Великим. Конец XVII века, Москва. Дерево, темпера, жемчуг, рубины, изумруды, сапфиры, эмаль, чеканка, скань, гравировка, золочение. (Поступила в собрания П.И. Щукина в 1905 году)
Икона Богоматери «Знамение», с великомучениками Георгием и Иаковом Перским, преподобным Онуфрием и Макарием Великим. Конец XVII века, Москва. Дерево, темпера, жемчуг, рубины, изумруды, сапфиры, эмаль, чеканка, скань, гравировка, золочение. (Поступила в собрания П.И. Щукина в 1905 году)

На выставке представлена в хронологической последовательности история украшения икон в России, которая позволяет увидеть, как дополнялась стилистика иконного убранства, состав используемых материалов и применяемые ювелирные техники.

Икона Богоматери «Ахтырская». 1811 год, Москва. Дерево, масло, бархат; золото, серебро, алмазы, бриллианты, сапфиры, жемчуг, кость, перламутр, чеканка, гравировка, золочение. Поступила из кладовой Исторического музея (из невостребованных вещей) в 1922 году.
Икона Богоматери «Ахтырская». 1811 год, Москва. Дерево, масло, бархат; золото, серебро, алмазы, бриллианты, сапфиры, жемчуг, кость, перламутр, чеканка, гравировка, золочение. Поступила из кладовой Исторического музея (из невостребованных вещей) в 1922 году.

Так что, если случится вам быть на Красной площади, задержитесь у Воскресенских ворот (еще их называют Иверскими по расположенной в них часовне Иверской иконы Божьей матери), служащими входом на Красную площадь со стороны Манежной площади и площади Революции, и посетите Исторический музей и выставку «Драгоценный убор русской иконы».

Драгоценный убор: венцы, убрус и ожерелье с иконы Богоматери «Смоленская». Москва, 2-я половина XVII в. Мастерская Московского Кремля. Золото, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, берилл, гранат, стекло синее, смальта, шпинель, турмалин, эмаль; чеканка, золочение, шитьё жемчугом. (Убрус — плат, полотно, головной покров. Убрус украшал иконы Богородицы по верхнему краю, напоминая об одной из главных чудотворных реликвий — мафории (головном покрове) Богоматери, хранящемся во Влахернском храме Константинополя).
Драгоценный убор: венцы, убрус и ожерелье с иконы Богоматери «Смоленская». Москва, 2-я половина XVII в. Мастерская Московского Кремля. Золото, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, берилл, гранат, стекло синее, смальта, шпинель, турмалин, эмаль; чеканка, золочение, шитьё жемчугом. (Убрус — плат, полотно, головной покров. Убрус украшал иконы Богородицы по верхнему краю, напоминая об одной из главных чудотворных реликвий — мафории (головном покрове) Богоматери, хранящемся во Влахернском храме Константинополя).

А сегодняшнюю статью я хочу продолжить также рассказом о небольшом городке в Курской области. Город Обоянь. Здесь живет моя мама с 2015 года. Но меня город заинтересовал не только этим, но, главное, красотой великолепных церквей. Я таких красивых церквей, с многочисленными куполами-луковками, из красного кирпича, мало где видела.

Посмотрите, какая красота! Памятник архитектуры регионального значения: Свято-Троицкий собор.

Собор Троицы Живоначальной (Свято-Троицкий собор). Возведён в 1898 году на средства горожан и купца I гильдии Рябкина Михаила Васильевича в русско-византийском стиле.
Собор Троицы Живоначальной (Свято-Троицкий собор). Возведён в 1898 году на средства горожан и купца I гильдии Рябкина Михаила Васильевича в русско-византийском стиле.
Свято-Троицкий собор — один из самых больших храмов Курской области вместимостью 3,5 тысячи человек.
Свято-Троицкий собор — один из самых больших храмов Курской области вместимостью 3,5 тысячи человек.

Вот еще одна церковь из красного крипича.

Храм святого благоверного Александра Невского:

Храм построен в 1907 году в русско-византийском стиле по проекту архитектора Владимира Григорьевича Слесарева на частные пожертвования купцов Василия Ивановича Асмолова и Дмитрия Ивановича Суханова. Восстановлен благодаря усердию братьев Виктора и Сергея Антиповых. Освящен митрополитом Курским и Рыльским Германом 24 июля 2021 года. Правый престол храма освящен в честь священномученика Петра Григорьева, пресвитера Обоянского.
Храм построен в 1907 году в русско-византийском стиле по проекту архитектора Владимира Григорьевича Слесарева на частные пожертвования купцов Василия Ивановича Асмолова и Дмитрия Ивановича Суханова. Восстановлен благодаря усердию братьев Виктора и Сергея Антиповых. Освящен митрополитом Курским и Рыльским Германом 24 июля 2021 года. Правый престол храма освящен в честь священномученика Петра Григорьева, пресвитера Обоянского.
Храм святого благоверного Александра Невского в ночном освещении
Храм святого благоверного Александра Невского в ночном освещении

Еще одна церковь. В голубом исполнении. Она расположена прямо у дома, где живет моя мама, и колокольный звон приносит радость и умиротворение. Храм Смоленской иконы Божией Матери. Храм на целое столетие старше двух краснокирпичных церквей.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери также является памятником архитектуры регионального значения. Построена в 1790 году на средства прихожан. В период с 1919 по 1930 годы в церкви служил священномученик Пётр Фёдорович Григорьев, причисленный к лику святых в 2000-м году. В мае 2019 года состоялось освещение старейшего храма города митрополитом Курским и Рыльским Германом.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери также является памятником архитектуры регионального значения. Построена в 1790 году на средства прихожан. В период с 1919 по 1930 годы в церкви служил священномученик Пётр Фёдорович Григорьев, причисленный к лику святых в 2000-м году. В мае 2019 года состоялось освещение старейшего храма города митрополитом Курским и Рыльским Германом.

У каждой церкви своя история. Как и история города. В Обояни есть свой краеведческий музей, издаются книги по истории края.

Центр Обояни. Сегодня, 2 апреля. Краеведческий музей
Центр Обояни. Сегодня, 2 апреля. Краеведческий музей

Март. Зима никак не уходит. Центральная площадь. В желтом доме справа находится краеведческий музей
Март. Зима никак не уходит. Центральная площадь. В желтом доме справа находится краеведческий музей

В Российском государственном архиве начало строительства Обоянской крепости датировано 16 августа 1649 года. «Город Обоянской устроен у реки Псла с курские стороны во устье речки Обоянки. Малой городок башня Никольская на старой осыпи да на ворота затворы брусеные дубовые от Никольских ворот в Большой острог через ров мост. Да малого ж городка три башни глухих меж башен острогу стоячево 78 сажен острог дубовой…» (Перевод росписи 1651 года. Российский государственный архив древних актов.)

Например, я узнала, что городок с дореволюционных времен славился пчеловодством. Так, в 1882 году в Обоянском уезде было 1742 двора с пчелами, а в 1903 году было даже создано Общество пчеловодов, организатором которого стал священник Александр (Курдюмов) из села Ярыгино Обоянского уезда.

А еще Обоянь славится... яблоками! Оказывается, бренд «Обоянское яблоко» известен далеко за пределами области.

Кроме этого, Обоянь вспоминают, когда говорят о генералиссимусе Александре Васильевиче Суворове. Читаю в книге обоянского писателя М.М. Озерова: «Любил полководец Александр Суворов пошутить, ой любил… В одном из таких «анекдотов» Суворов обычно переодевается в одежду своего обоянского адъютанта:

– Из каких отдан ты, любезный служивый?

– Из однодворцев Курской губернии, Обоянского уезда, откуда и командир мой.

– Знаю, знаю, я там с полком стоял тому лет тридцать…

И не только анекдотами, как оказалось, был связан наш край со знаменитым полководцем и фамилией — Суворов. Одним из первых воевод в обоянском остроге был Федор Суворов».

А в нескольких километрах от Обояни находится знаменитая Прохоровка — место, где проходила Курская битва, ставшая переломным моментом в Великой Отечественной войне. Мне кажется, это место, как Мамаев Курган в Волгограде или Ржев, надо посетить каждому жителю нашей большой страны.

Мы с мужем в музейном комплексе Прохоровки летом 2014 года.
Мы с мужем в музейном комплексе Прохоровки летом 2014 года.
Три полководца. Жуков, Кутузов, Дмитрий Донской. Преемственность поколений.
Три полководца. Жуков, Кутузов, Дмитрий Донской. Преемственность поколений.
Мемориальный комплекс Прохоровка.
Мемориальный комплекс Прохоровка.

Да, много чего интересного и героического можно найти в небольших городках на всей территории нашей необъятной России.

Вот так — от исторического музея и выставки, которая меня поразила красотой и смыслом — к провинциальному городку в Курской губернии с его церквями и замечательной историей.

Всего вам доброго! А православных читателей — с наступающими праздниками!