Небольшое поселение, располагающееся на реке Оранжевой, вмещает в себя немногим меньше 2000 человек, более 90% из них — африканеры. Цель существования города — в сохранении африканерской культуры и жизненного уклада. На флаге Орании изображён молодой африканерский мальчик, закатывающий рукава. Этот символ выглядит удивительно двусмысленно. Не совсем понятно, закатывает ли он их для работы в поле или перед дракой за право на своё самоопределение.
«Как этнической город африканеров, мы делаем всю работу сами. Все желающие жить в Орании должны пройти через процесс прошения и принятия. Пока что ни один не белый человек никогда не заявлял о своем желании жить в Орании, так как мы позиционируем себя как эксклюзивно африканерское культурное и этническое поселение».
— СЕБАСТЬЯН БИЛЬ, исследователь Орании
Определяющую роль в жизни африканеров играет религия. Именно христианство и выдвинутые на его основе теории о «божественной предопределённости судеб народов» в своё время стали основой для внедрения расистского режима апартеида. Большинство политических деятелей старой Южной Африки так или иначе связаны с церковью. Неудивительно, что христианство занимает важное место в жизни поселения. Собственно, его основатель Карел Бошофф и был проповедником.
«Пусть и не все, но большинство жителей Орании религиозны. Всякий, кто хочет быть принятым в качестве жителя, должен быть как минимум номинальным христианином. Тем не менее мы не предписываем вам никакого религиозного определения».
— СЕБАСТЬЯН БИЛЬ, исследователь Орании
За годы существования города жители Орании зашли настолько далеко в своём стремлении к независимости, что у них даже появилась собственная валюта — ора. Правда, это скорее номинальный символ независимости, чем её признак. Ора имеет курс 1:1 к южноафриканскому ранду и не распознается нигде, кроме как на территории города. Это стало возможно благодаря деятельности акционерного общества «Загон свистом» Vluytjeskraal Aandeleblok, которому и принадлежит город. Из-за существования оры в адрес администрации Орании нередко звучат обвинения в мошенничестве, но на самом деле всё работает очень просто и прозрачно.
Все люди, покупающие землю на территории Орании, становятся акционерами компании и участниками выборов семи членов совета директоров, один из которых в итоге и становится председателем компании, а вместе с тем и мэром города. Все жители города уплачивают небольшие взносы, из которых финансируется работа административного аппарата города. Также благодаря деятельности совета директоров в городе существует уникальная по своей гибкости образовательная система. В городе есть две школы, одна из которых имеет заметный христианский уклон. Срок обучения и количество изучаемых предметов варьируются в зависимости от способностей ученика.
Сейчас, когда ходить по ночным улицам даже самых крупных городов ЮАР стало небезопасно, а постоянная угроза грабежа или побоев стала нормой, криминальная ситуация в закрытом обществе посёлка выглядит поразительно хорошо. На фоне постоянных нападений на белые фермерские угодья Орания кажется своего рода укреплённым фортом, свободным от неконтролируемой деятельности грабителей и насильников.
«Мне кажется, что международному сообществу неизвестно, что наши люди продолжают гибнуть в жестоких нападениях на фермы. Преступность в Южной Африке совсем вышла из-под контроля, а белые фермеры являются одной из наиболее уязвимых групп. В Орании почти нет преступности, а насильственных преступлений нет вовсе. Время от времени происходят кражи, которые совершаются наиболее слабыми элементами нашего сообщества. У нас даже нет полицейского участка. В городе работает частная охранная фирма, которая и осуществляет патрули и занимается решением незначительных преступлений».
«Орания воспринималась очень негативно, как последний форпост жесточайших сторонников апартеида. Мы действительно боролись изо всех сил, чтобы донести наше сообщение об этническом самоопределении и самосохранении. Самым частым вопросом, задаваемым нам, был: „Как вообще кто-нибудь может не хотеть стать частью замечательной новой Южной Африки?“»
«В среднесрочной перспективе мы хотим оставить Оранию небольшим городом, около 20 тысяч жителей, может быть, чуть больше. Также мы хотим предоставить услуги и возможности работы для широкого спектра африканеров. Мы также хотим увеличить нашу территорию, покупая больше сельхозугодий, но развитие города и его инфраструктуры остаются для нас приоритетными. Развитие от небольшого городка означает развитие новых участков, новых социальных жилищных проектов, улучшения инфраструктуры, в будущем солнечной электростанции, так как электричество в Южной Африке является дорогостоящим и ненадёжным. Также нам нужны свои учреждения высшего образования. В настоящее время мы строим центр для подготовки ремесленников, в перспективе, может быть, даже небольшой университет. Ещё планируем сделать больший упор на промышленное развитие города. Если другие африканеры хотят создать что-то вроде Орании, пускай приглядятся к району Каро».
—СЕБАСТЬЯН БИЛЬ, исследователь Орании
Государство не вмешивается в дела города хотя бы потому, что он защищён Статьей 235-ой Конституции Южной Африки. В статье сказано, что народ, обладающий культурной и языковой общностью, и проживающий на одной территории, имеет право на самоопределение. Такое положение есть в конституции любой страны с демократической формой правления. Девиз Орании – «Работать ради свободы». Основным видом деятельности являются фермерство и ручной труд – плотничество, работа с коммуникациями и т.д.
Впрочем, несмотря на безопасность города, многие жители не уверены в своем будущем. Ещё два года назад некоторые считали, что чернокожие будут массово истреблять белых южноафриканцев, как только умрёт Нельсон Мандела. Мандела скончался в декабре 2013 года, но ситуация какой была, такой она и осталась – преступность есть, и она направлена не только на африканеров. Тем не менее, страх перед резнёй на расовой почве всё равно остался...
Орания, несомненно, «зелёный город». Большое количество зелени и чистота – вот главные направления его эко-развития. Со времени основания города было посажено более 30.000 деревьев. Что касается чистоты, то мусор здесь принято разделять на пять категорий: не перерабатываемые отходы, бумагу, пластик, стекло и металл. В городе активно используются солнечные гейзеры – это необходимый атрибут всех новых домов, в старых же домах постепенно происходит замена электрических гейзеров на солнечные.
Постройки в Орании все экологически чистые, природные – из камня, дерева, а некоторые (что типично для Африки) – с соломенными крышами. В городе есть интересные для туристов места, все удобства и, как уверяют жители города – возможности для частного предпринимательства.
Одним из наиболее важных критериев для принятия решения о переезде в Оранию является вопрос управления финансами. Так как город управляется как частная компания, Городской Совет выдвинул несколько положений, на которых базируется вся финансовая деятельность Орании.
Положения следующие:
1. Все функции осуществляются в соответствии с Законом о контроле частных компаний; строгое управление финансами, основанное на отсутствие задолженностей и ежегодного избрания Совета, который обладает необходимым опытом в управлении делами города;
2. Фундамент для роста благосостояния граждан и деловой уверенности заложен демократическим и консервативным подходами. Наиболее явным доказательством этого является непрерывный рост цен на недвижимость, в то время как в других населённых пунктах ситуация абсолютно противоположная;
3. Городской Совет Орании предоставляет жителям огромное количество разнообразных муниципальных услуг, среди которых – электричество, вода, уборка мусора, канализация, ремонт дорог, тротуаров, а также поддержание парков в хорошем состоянии;
4. Городской Совет также отвечает за заботу об окружающей среде, в частности, сортировку мусора на пять категорий и переработку стекла, пластика, бумаги и металла;
5. Городской Совет Орании играет большую роль в развитии общины. Внимание уделяется спорту и отдыху, закону и порядку, туризму, экстренным службам безопасности, библиотекам и социальной помощи...