Найти тему

Эпизод IV. Картофельная выемка и верблюд

— Хватит скитаться без дела, езжайте с Гришей на САПШ, — тоном чуткого руководителя озвучил нам «боевую задачу» Александр Вадимович Постнов. Потом добавил, что нас там накормят и притом научат полезным премудростям. Первое было особенно актуальным, так как закончились 1 300 руб., взятые из Владивостока в расчете на то, что 16 августа мы уедем в Северное Приангарье, чего, конечно, не случилось. После благополучно проведенного в ближайшем поле на обильном пикнике 15 августа, начались голодные времена с постижением основ юности в студенческом общежитии Новосибирского Академгородка на ул. Пирогова, 10.

Примечание: САПШ — Сибирская археологическая полевая школа; РАЭСК— Региональная археолого-этнографическая студенческая конференция.

Итак, промежуточной станцией на линии РАЭСК — Богучаны явился САПШ–2008, куда нас с Гришей Марковским отправил А.В. Постнов, «чтоб без дела не слонялись». САПШ, проведенный на Алтае был великолепен!

М.В. Шуньков проводит экскурсию в Денисовой пещере участникам САПШ, 2008.
М.В. Шуньков проводит экскурсию в Денисовой пещере участникам САПШ, 2008.

Для подготовки репортажа о нас в состав участников САПШ были включены два прекрасных молодых журналиста — Таня Пичева и Ксюша Агапитова, обучавшиеся на журфаке НГУ. С тех пор и подружились. Уверенно помню в этой поездке Алексея Тимощенко, Наталью Белоусову, Михаила Зиновьева, Вадима Долганова, Гришу Марковского, Владимира Харевича, Андрея Техтерекова, Лидию Зоткину, Елену Бочкареву, Арину Хаценович, Екатерину Куксу, Никиту Каньшина, Полину Сенотрусову, Марию Быкову.

САПШ–2008 был щедро наполнен образовательной программой, неформальным общением, обменом опытом. Все это происходило в декорациях живописных красот Алтая.

В Усть-Муны или Туекте произошел вопиющий по своей сути случай. «Штабная Газель» с Людмилой Валентиновной Лбовой, куда нас временно взяли на борт, отклонилась от основного маршрута и прибыла в местный магазин с целью пополнения провианта для «прокорма» отряда. Основной автобус с участниками САПШ двигался в Центрально-Алтайский археологический отряд, где командовал Андрей Павлович Бородовский.

Слева направо: Л.В. Зоткина, Л.В. Лбова, П.В. Волков у входа в Денисову пещеру, САПШ, 2008.
Слева направо: Л.В. Зоткина, Л.В. Лбова, П.В. Волков у входа в Денисову пещеру, САПШ, 2008.

В сельском магазине нам предложили странно пахнущую ацетоном жидкость, которую, недавно вернувшийся из зарубежной стажировки, Гриша Марковский назвал на французский манер «Ля СевухА», с ударением на последнюю букву. Цена составляла около 40–60 руб. за 0,5 (2008 год!) в стекле и решила исход душевных метаний — все свободные места в саквояже были осторожно заполнены.

Пока мы с ребятами пополняли запасы «согревательного инструментария», к Людмиле Валентиновне на крыльце подошла умудренная опытом пожилая женщина, прижимавшая одну из рук к телу, очевидно имея или имитируя физическую особенность.

— Доча, картошка нужна!? — бодрым тоном заправского предпринимателя предложила опытная женщина. Бегло посовещавшись было принято решение приобрести у «любезной бабули», для нужд отряда, предложенный плод семейства пасленовых в размере нескольких мешков.

К открытиям готовы! Стационар «Денисова пещера», САПШ, 2008.
К открытиям готовы! Стационар «Денисова пещера», САПШ, 2008.

Осознавать «нештатность» ситуации мы начали тогда, когда до нас «дошло», что картошка на момент сделки находилась в земле — её необходимо было извлечь оттуда и поместить в мешки, чем мы со знанием дела занялись. Попутно обогащались некоторой огородной зеленью для использования в гастрономических целях в будущем.

Вооружившись тяпкой нам помогала и сама предприимчивая старушка, а на вопросы Андрея Техтерекова в стиле: «Бабуля, это точно Ваш огород»? — отвечала положительно, ускоряясь в «добывательных» движениях сама, придерживая травмированной рукой тяпку поторапливала остальных участников «картофельной выемки».

Подозрения оправдались в тот момент, когда перед огородом появились люди, претендующие на звание истинных хозяев. Не дожидаясь лишних вопросов, в срочном порядке мы оставили предприимчивую женщину разбираться, кто на самом деле гость, а сами с законно оплаченным товаром (сколько успели собрать) благополучно отбыли на Газели в неизвестном для местных жителей направлении. Наверняка, они так и не узнали, что согласно современному научному подходу картофель принято считать ягодой.

А.П. Бородовский проводит мастер-класс в рамках САПШ, Центрально-Алтайский археологический отряд, 2008.
А.П. Бородовский проводит мастер-класс в рамках САПШ, Центрально-Алтайский археологический отряд, 2008.

Центрально-Алтайский археологический отряд, куда мы приехали согласно программе САПШ, запомнился демонстрацией памятника курганной группы Чултуков Лог–1, мастер-классами А.П. Бородовского, моментом дарения мне значка ИАЭТ СО РАН с ликом Кадо и… встречей с верблюдом.

Чуть выше нами было приведено упоминание феномена «Ля СевухА», который без сомнения, был нужен в повествовании для создания подводки к сюжетной арке о верблюде. Иначе о таком сомнительном предприятии было бы вспоминать, определенно, неэтично. Мы умышленно не приводим конкретных имен в данной истории, дабы никого не дискредитировать. Хотя, кто сам в молодости не ошибался, не допускал шалостей, пусть первым… пожертвует деньги в любой благотворительный фонд, кидать камнями не надо.

Участники САПШ на ступенях музея, Горно-Алтайск, 2008.
Участники САПШ на ступенях музея, Горно-Алтайск, 2008.

Так или иначе, представим, дорогой читатель, утро, «палатку-заползушку», троих молодых коллег, уничтоживших накануне некоторое число бутылочек «Ля СевухА», а посему, вероятно не очень приятно пахнущих ацетоном. В данном контексте, бесспорно радует, что текст не может передать запах, а описывать его, равносильно, что объяснять словами вкус халвы — дело неперспективное.

Итак, восстановим дальнейшее действо. Лежащий у выхода гражданин открыл палатку, высунул голову, чтобы выйти, отчего-то передумал, совершил ряд действий в обратном порядке, лег на место. Находящийся с другой стороны товарищ, через некоторое время повторил весь цикл действий первого. Так и лежали они в утренней тишине, думая о вечном, не спешили выходить, будто преисполнились неким знанием, словно отказались от мирской суеты в пользу покоя и размеренности.

— Не спишь? — произнес первый гражданин.

— Не сплю, — ответил ему второй товарищ под храп третьего коллеги, размещенного между ними.

— Чего не выходишь? — спросил первый гражданин.

— Еще полежать хочется, — удовлетворил интерес второй товарищ.

Оказалось, что при попытках покинуть палатку на обоих коллег внимательно смотрел сбежавший из цирка верблюд, которого увидеть никто не ожидал. Стресс. Ведь как известно из популярного анекдота, на всех студентов-историков белочек не хватает.

Эту «верблюжью» историю мы любим вспоминать с её участниками, она, можно считать, перешла в разряд локальной легенды. Некоторые, наверное, даже перестали считать её реальной, но в 2022 году, ближе к 15 августа «из недр архивов» было извлечено фото «шерстяного гостя», что является несомненным доказательством правдивости факта встречи.

После САПШ, в сентябре 2008 года мы уехали с А.В. Постновым в мою первую Богучанскую археологическую экспедицию.

Тот самый верблюд! САПШ, 2008.
Тот самый верблюд! САПШ, 2008.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Дуновение молодости — вместо предисловия

  • Эпизод I. Свитер археолога, раковинные кучи и семейная легенда
  • Эпизод II. Пилигрим. Начало.
  • Эпизод III. Нити судьбы
  • Эпизод IV. Картофельная выемка и верблюд
  • Эпизод V. Воды Ангары
  • Эпизод VI. Самый восточный РАЭСК
  • Эпизод VII. Бык на отвале и Турбаза Северный
  • Эпизод VIII. Севастополь — Керчь, ночь в музее и особый плов

«Я счастлив тем, что с вами был…!» — вместо послесловия