День этот капелью велик. Как только солнце вставало, исподволь от дома к дому начинался перезвон. Снег на крышах обмякал, радужные капли скатывались на землю, ударялись о наст: «Динь-дон!» Птицы летали к оттаявшим дранкам, тут им – и корм был готов. Семена с деревьев, растений, занесенные еще по осени на крыши домов, разбухали, и для пернатых – становились знатным угощением.
Однако, капель капели - рознь.
Те хозяева, что строить новый дом, думали, обязательно примечали место, куда капель, с крыш падая, себе путь торит, ручейком бежит. Место это, мол, с годами подпустит воду. А значит, и место под новый дом надобно выбирать дальше от сточной водицы. Помнили добрый совет: «Под капель избу не ставят».
Пекли в этот день калачи.
Это отдельная история, целый сказ о самом появлении калача на Руси. Ещё в «Домострое», а это XVI век, отмечено, что «пекли калачи из пшеничной муки, ценой в деньгу, две деньги, в грош и в алтын». Алтын – в бытность серебряная монета в 6 денег или в 3 копейки. Грош – 2 копейки. Выпечка калачей – была под надзором, даже был установлен вес калача!
Калачи – как солнечные круги, означали тепло и радость. Особенно дети ждали, когда матушка позовет к чаю, на столе поставит мед и можно будет макать в мед взятый с противня калач, и, обжигаясь, вдыхая аромат смородинового листа, чаевничать рядом со взрослыми. Такой уж день: Василий-солнечник, капельник собирает всю семью за столом!
Да и сегодня, на праздниках - ярмарках калач – знатное угощение! И отведать, с жару, с пылу, окропленного медом и обсыпанного сладкой крошкой калача, кому не хочется?! И как в старину можно услышать от пекаря: «Будь счастливым, что калач на меду!»