Найти тему

Эпизод II. Пилигрим. Начало.

Однажды в начале XXI столетия старый рюкзак деда был использован в качестве реквизита для создания фотообраза путешественника к обложке школьного литературного сборника «Пилигрим». Тогда еще не приходилось задумываться, что рюкзак как средство транспортировки предметов станет неотъемлемым спутником на жизненном пути. Своеобразным символом кочевой души.

Летом 2004 года мне довелось отправиться в свою первую археологическую экспедицию на раскопки памятника Устиновка–8 в составе сводного студенческого отряда ДВГУ под началом Александра Александровича Крупянко. В той поездке мы познакомились, в том числе, с Андреем Владимировичем Табаревым, приехавшим из Новосибирска с двумя учениками – Евгением и Екатериной.

Прекрасное было лето и первая полевая жизнь. С того периода мы крепко дружим с Дмитрием Геннадьевичем Кудряшовым – «Форестом», со временем ставшим известным специалистом в археологической среде.

Слева направо: Юрий «Теза», Виталий Ведерников, Михаил Панченко, Никита Каньшин, Алексей Усов, Усть-Каракол–1, 2005. Фотографирует Павел Мартынов.
Слева направо: Юрий «Теза», Виталий Ведерников, Михаил Панченко, Никита Каньшин, Алексей Усов, Усть-Каракол–1, 2005. Фотографирует Павел Мартынов.

После первого транзитного приезда в Новосибирск летом 2005 года я отправился на Алтай, где поработал на всемирно известных объектах — Денисова Пещера и Карама, участвовал в зачистках памятников Усть‑Каракол–1 и Ануй–3 в рамках их подготовки к осмотру на симпозиуме.

С тех пор моя «копилка социальных контактов» обогатилась опытом общения с Михаилом Васильевичем Шуньковым, Александром Карэновичем Агаджаняном, Сергеем Юрьевичем Исуповым. Продолжали постоянно пересекаться в дальнейшем наши «жизненные дороги» с Никитой Николаевичем Каньшиным, Павлом Васильевичем Мартыновым и Светланой Владимировной Шнайдер.

Алексей Усов и Павел Мартынов, Ануйский хребет, гора Сосновая (Бабка), 2005.
Алексей Усов и Павел Мартынов, Ануйский хребет, гора Сосновая (Бабка), 2005.

Сохранились записи из полевого дневника тех лет:

«На горы стремительно наступала липкая обволакивающая темнота. У меня и моих спутников стало закрадываться легкое чувство тревоги и беспричинной опасности. Занялась гроза с дождём…

Стремительно пролетели последние минуты погрузки в экспедиционную «газель», и вот, мы уже заняли места «согласно купленным билетам». Через мутное, давно немытое стекло шестиместного автотранспорта стало возможным наблюдать населённый пункт Чёрный Ануй.

Удручённо заурчал мотор. Мы в полном, почти трагически-парадном молчании, отъехали от деревенского «магазина», где по обыкновению пополняли запасы провианта… и других полезных в экспедиции вещей.

Трясясь на кочках и поворотах, каждый из нас думал о своём, атмосфера кабины «газели» была просто переполнена мыслями. Я же, прислонившись щекой к холодному стеклу, думал о красоте Алтая, красоте некогда воспетой Н.К. Рерихом…. Красоте которую завтра поутру мне придется покинуть…

…По окнам «чудесной повозки археологов», крупными каплями барабанил дождь, слегка потряхивало на крутых поворотах… Этих поворотов, возможно, мне уже никогда не предстоит пройти…», — тогда я еще не знал, что точно вернусь в эти места спустя три года благодаря САПШ–2008.

Примечание: САПШ — Сибирская археологическая полевая школа; РАЭСК— Региональная археолого-этнографическая студенческая конференция.

Участники САПШ в урочище Башадар, Республика Алтай, 2008.
Участники САПШ в урочище Башадар, Республика Алтай, 2008.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Дуновение молодости — вместо предисловия

  • Эпизод I. Свитер археолога, раковинные кучи и семейная легенда
  • Эпизод II. Пилигрим. Начало.
  • Эпизод III. Нити судьбы
  • Эпизод IV. Картофельная выемка и верблюд
  • Эпизод V. Воды Ангары
  • Эпизод VI. Самый восточный РАЭСК
  • Эпизод VII. Бык на отвале и Турбаза Северный
  • Эпизод VIII. Севастополь — Керчь, ночь в музее и особый плов

«Я счастлив тем, что с вами был…!» — вместо послесловия

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц