Найти тему
Богдан Ломако

Как масштабировать бизнес?

Зачем масштабировать бизнес

Самое главное, что в перспективе даёт масштабирование компании — это увеличение дохода. Даже одна дополнительная торговая точка может увеличить прибыль в несколько раз.

Но есть ещё 3 повода, которые заставляют задуматься о расширении компании:

  • рост узнаваемости компании;
  • снижение затрат — можно закупаться более крупными партиями и напрямую у производителей;
  • интерес инвесторов к компании.

Как понять, что бизнес готов к масштабированию

Расширение бизнеса обычно происходит по такому сценарию. Сначала компании придётся как следует вложиться — потому что на открытие новой торговой точки или расширение услуг всегда нужны деньги. А уже потом масштабирование компании начинает приносить прибыль. Из этого следует, что расширение компании можно планировать, когда бизнес приносит стабильную чистую прибыль на протяжении минимум 6 месяцев.

Но бывают и исключения. Например, иногда компаниям приходится масштабироваться вынужденно — потому что не хватает персонала и площади помещения для качественного обслуживания клиентов.

Как масштабировать бизнес

Существует 2 стратегии расширения компании: горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная стратегия — воспроизведение уже существующей бизнес-модели. Например, открытие нового салона красоты, пекарни, кафе или магазины. Такая стратегия подходит, если существующая точка приносит стабильную чистую прибыль.

Вертикальная стратегия бывает 2 видов:

Работа напрямую с поставщиком

Расширение ассортимента — товаров или услуг

Покупать товары и материалы у прямого производителя выгоднее, чем работать с посредником

Предлагать покупателям больше товаров и смежных услуг. Например, устанавливать кондиционер при покупке.

Коротко: как и когда масштабировать бизнес

  1. Расширение компании поможет увеличить доход, повысить узнаваемость бренда, сократить затраты на закупки и привлечь инвесторов.
  2. Масштабировать компанию стоит, только если бизнес рентабельный, стабильно приносит неплохую прибыль.
  3. Есть 2 способа расширить компанию. Во-первых, можно открыть ещё одну точку. Во-вторых, можно предлагать клиентам больше товаров или услуг или перейти на оптовые закупки напрямую у производителя.
  4. Перед масштабированием бизнеса важно делегировать свои обязанности, понять, есть ли у компании ресурсы для расширения, и составить бизнес-план.
  5. Если что-то пошло не так, нет ничего страшного в том, чтобы «откатиться» на шаг назад. Лучше закрыть нерентабельную точку, чем месяцами вкладываться в её развитие.

А если хотите узнать, как развивать бизнес, переходи по ссылке