Зачем масштабировать бизнес
Самое главное, что в перспективе даёт масштабирование компании — это увеличение дохода. Даже одна дополнительная торговая точка может увеличить прибыль в несколько раз.
Но есть ещё 3 повода, которые заставляют задуматься о расширении компании:
- рост узнаваемости компании;
- снижение затрат — можно закупаться более крупными партиями и напрямую у производителей;
- интерес инвесторов к компании.
Как понять, что бизнес готов к масштабированию
Расширение бизнеса обычно происходит по такому сценарию. Сначала компании придётся как следует вложиться — потому что на открытие новой торговой точки или расширение услуг всегда нужны деньги. А уже потом масштабирование компании начинает приносить прибыль. Из этого следует, что расширение компании можно планировать, когда бизнес приносит стабильную чистую прибыль на протяжении минимум 6 месяцев.
Но бывают и исключения. Например, иногда компаниям приходится масштабироваться вынужденно — потому что не хватает персонала и площади помещения для качественного обслуживания клиентов.
Как масштабировать бизнес
Существует 2 стратегии расширения компании: горизонтальная и вертикальная.
Горизонтальная стратегия — воспроизведение уже существующей бизнес-модели. Например, открытие нового салона красоты, пекарни, кафе или магазины. Такая стратегия подходит, если существующая точка приносит стабильную чистую прибыль.
Вертикальная стратегия бывает 2 видов:
Работа напрямую с поставщиком
Расширение ассортимента — товаров или услуг
Покупать товары и материалы у прямого производителя выгоднее, чем работать с посредником
Предлагать покупателям больше товаров и смежных услуг. Например, устанавливать кондиционер при покупке.
Коротко: как и когда масштабировать бизнес
- Расширение компании поможет увеличить доход, повысить узнаваемость бренда, сократить затраты на закупки и привлечь инвесторов.
- Масштабировать компанию стоит, только если бизнес рентабельный, стабильно приносит неплохую прибыль.
- Есть 2 способа расширить компанию. Во-первых, можно открыть ещё одну точку. Во-вторых, можно предлагать клиентам больше товаров или услуг или перейти на оптовые закупки напрямую у производителя.
- Перед масштабированием бизнеса важно делегировать свои обязанности, понять, есть ли у компании ресурсы для расширения, и составить бизнес-план.
- Если что-то пошло не так, нет ничего страшного в том, чтобы «откатиться» на шаг назад. Лучше закрыть нерентабельную точку, чем месяцами вкладываться в её развитие.
А если хотите узнать, как развивать бизнес, переходи по ссылке