Найти тему
KapToMaHT

Региональные этноизменения, часть 7.2: Республика Башкортостан

Данный пост вышел раннее на других платформах до существования аккаунта на Дзене. Информация, написанная здесь актуальна на момент выхода поста в Телеграме, ссылка на который есть в конце статьи.

Оригиналы изображений с полным размером и без вотермарок доступны на Бусти за две недели до выхода новой работы.

Первая часть, вышедшая несколько раннее, очевидно подняла досрочно обсуждение о положении башкир и татар на сегодняшний день. Но чтобы как и тогда, видеть картину шире цифр, следует немного окунуться в исторический контекст, т. к. изменения этнического состава северо-запада Башкортостана представляют из себя настоящую идеологическую войну, идущую не первое десятилетие. Сразу оговорюсь, я постарался максимально кратко отобразить ситуацию, нюансов больше, потому ссылки на какие-то более масштабные труды я оставил ниже.

Вновь данные по этносоставу, но более конкретные. 1897 год дан также по современной территории
Вновь данные по этносоставу, но более конкретные. 1897 год дан также по современной территории

Итак, в первой части был рассмотрен период с 1897 по 1939 год, но лишь в цифрах. Проблема с самого начала пошла из-за того, что термин «башкиры» являлся не только элементом этнической принадлежности, но и сословной. Это несколько походит на ситуацию с донскими казаками в Области Войска Донского, где до половины населения идентифицировало себя как казаки, но т. к. у них не было выраженного самостоятельного языка, в переписи никаких казаков не было, и вопрос был решён уничтожением казаков как сословия. У башкиров, же как формирующегося этноса, свой язык был и есть. Вопрос лишь был, где заканчивается башкирский и начинается татарский, в условиях их близкородственности?

Сословные привилегии башкир были аннулированы в 1860-ых годах, но процесс самоидентификации начался лишь в первой половине 20-го века. Встал вопрос создания литературных норм башкирского языка, по которому будет проходить образовательная система, стандартизация книгопечатанья и т. д. У элиты возникло два полюса решения вопроса: стандартизация языка по пути усреднения его норм в разных частях условно обозначенного башкирского этноса или формирование на основании максимальной отторженности от казанского татарского языка. Выиграл второй вариант, в результате чего и появились «башкиро-татарские качели». Если башкиры или те, кто себя ими называл в 1897 году, проживали в равной доле с татарами в Мензелинском уезде Уфимской губернии, то к 1926 году они уже все идентифицировали себя как татары, поскольку и находились на территории Татарской АССР, и говорили с ними на одном языке. Вполне вероятно, что будь принят первый вариант по башкирскому языку, те немногие, кто назвал себя татарами, произвели тот же реверанс, но в сторону башкир. Но всё пошло иначе.

Итак, радикальное изменение к 1926 году вроде и понятно. Можно допустить, что к 1939 году, когда была проведена следующая перепись, была произведена дополнительная коррекция (часть башкир в том числе из-за родного татарского языка выбрала татарскую идентичность, плюс мишари окончательно исчезли из переписи и обозначены татарами), из-за чего татар стало больше, чем башкир. Забавно, что республиканская принадлежность в данном вопросе не оказала никакого стимулирующего влияния на появление в колеблющихся умах людей башкирского самосознания. И ладно бы этим всё закончилось, но уже к 1959 году численность татар несколько упала, а башкир — возросла, как будто по логичному естественному приросту населения, который у татар якобы отсутствовал. Либо от этой переписи, либо от 70-ых годов считается, что началась башкиризация татар. Чаще выбирают вторую дату, т. к. результаты переписи 1959 года фундаментально не повлияли на ведение национальной политики. К тому же, уже в 1970 году происходит куда более значительный рост численности татар, нежели башкир, что вероятно говорит о  очередном «выправлении» ситуации.

Что же произошло в 70-ых годах? А то, что началось вытеснение татарского языка из общественной сферы, ограничение в его изучении, а также ротация кадров руководства в пользу башкирского национального элемента. Вкупе с этим, перепись 1979 года вновь показала небольшое сокращение татар и закономерный рост башкир. Проведение такой политики оказалось двояким. Лишив башкир возможности изучать свободно татарский язык, был по сути поставлен вопрос: или вы изучаете башкирский как башкиры, или вы не башкиры. И далеко не все выбрали по итогу один из вариантов.

Как оказалось в последствии, такая политика оказалась провальной. В 1989 году численность башкир упала более чем на 7%, а татары перевалили за миллион. Татарский язык в политике того времени, могли изучать только татары. Ну вот они и «стали татарами».

Дальнейшие события можно рассматривать с двух точек зрения — башкирской и татарской соответственно. Если кратко описать каждую из них, опираясь в том числе на самые радикальные взгляды, получится примерно вот так.

  • По версии татар, население северо-запада Башкирии является частично или полностью татарским. Те, кто называет себя башкирами, но говорят по-татарски, вероятнее всего являются а) жертвами пропаганды, б) жертвами пережитков перехода от сословной принадлежности к национальной, в) желающие не терять льготы, местами формальные, местами нет. Они считают, что при должной агитационной работе и отсутствии давления, по любой следующей переписи от большой части, до 90% населения северо-западной Башкирии назовут себя татарами.
  • По версии башкир, вне зависимости от признания или непризнания давления, упускается фактор существования северо-западного диалектна башкирского языка. Данный диалект практически полностью соответствует литературным нормам татарского языка и потому является малоотличим, но в таком случае можно говорить о том, что башкиры северо-запада говорят именно на том языке, в чём их разубедили татары и башкиры просто ведут борьбу за возвращение к показателям переписи с 1897 года, когда башкиры составляли подавляющее большинство населения всех территорий Башкортостана, более того и в том же Мензелинском уезде, который называют отатарившимся и призывают не допустить распространение этого «татарского яда» далее.
Интересно, что споры и смена идентичности в переписи выходят за пределы ареала северо-западного диалекта, доходя до реки Белая
Интересно, что споры и смена идентичности в переписи выходят за пределы ареала северо-западного диалекта, доходя до реки Белая

Не хотелось бы далее заостряться на вопросе, максимально кратко суть проблемы, как мне кажется, я передал. Подробнее о динамике изменения населения районов и проблематике можно ознакомиться здесь, здесь, здесь и ещё много где.

-3

Посмотрим же на динамику 2002-2010. Как видим, разница в данном случае прошла в некоторой степени в пользу татар. Их доля в целом по республике увеличилась незначительно, но на местах видна ощутимая разница. Где-то татары и башкиры практически меняются местами (и в таком случае, скачки принимают масштабы от ~20% до ~70% на отдельных примерах), где-то размен идёт не так резко. Естественно, что там, где размен шёл не резко и при этом существенную долю также составлял третий этнос, это приводило к тому,  что на карте большинства отображался именно он.

-4

Соответственно, карта башкир в той или иной степени отзеркаливает ситуацию. Стоит отметить, что переход не является полностью односторонним и в отдельных местах доля башкир возросла за счёт татар и в 2010 году.

В заключение по обсуждаемым «качелям» хочется отметить ещё одну вещь. Если искать какие-то видеоматериалы, то идеологически башкирская сторона сильно проигрывает, и не только в рамках Башкортостана. Почти все видео демонстрируют именно разъяснение татарской позиции в разной степени её радикальности, от «мы просто хотим, чтобы те 200-300 тысяч татар переписали обратно», до «весь северо-запад исключительно татарский, более того, Бардымский район Пермского края, где живут татароязычные башкиры — тоже». Имя Дамира Исхакова в этом случае звучит чаще всего. Башкиры же представлены в основном именно политиками Башкирии, прежде всего президентами (главным образом вспоминают первого президента, Муртазу Рахимова), заявления которыхпредставляют куда меньший интерес, нежели видео, где человек просто едет в сёла и напрямую спрашивает людей, кто они. И это Илишевский район, где башкиры составляют 80% и доминируют почти везде в обоих переписях.

Весь конфликт построен именно на политической плоскости куда больше, чем на культурной. Татары видят в этом фундаментальную угрозу, поскольку проблема служит катализаторам и на другие спорные моменты татарского этноса, например на идентичность татар Сибири и Астрахани. Им хочется видеть свой народ как можно более крупнее, чтобы сохранять доминирующее положение, как этнос №2 России. Башкиры тоже видят в этом фундаментальную угрозу, считая, что данный вопрос рано или поздно может привезти к пересмотру границ Башкортостана. В любом случае, ни одной из сторон, очевидно, не получится «проглотить» другую полностью. Тот факт, что спор идёт фактически более столетия — явное тому доказательство. Страшно подумать, что выдаст следующая перепись.

-5

Чуваши сократились между 2002 и 2010 годом на 10 тысяч человек или 8%. По долям же видно, что сокращение идёт несколько быстрее народов-соседей, но существенно их этническая карта не поменялась.

-6

А вот мордва сократилась сильнее, более чем на 20% или на 6 тысяч, что для них много (в 2002 году было 26 тыс. человек). На долях хорошо видно сокращение прежде всего там, где мордвы было не много, хотя по факту что у них, что у чувашей, хотя бы небольшое сокращение наблюдается везде.

-7

А вот удмурты как раз потеряли мало и благодаря этому их в 2010 году стало больше, чем мордвы. Сокращение прошло чуть более чем на тысячу или на примерно 5%. Визуально сокращение и вовсе не наблюдается, что говорит о том, что сокращение соседей идёт в похожем темпе

-8

Марийцы же оказались самыми крепкими представителями финно-угорских этносов, сокращение составило всего чуть более двух тысяч или менее 2%. Из-за масштаба расселения, сокращение более заметно, особенно по фактически списанным долям в Иглинском районе. В остальном же, не мало и мест, где марийцы прибавили, как численно, так и по долям.

-9

Вообще, есть ряд исследований, по которым можно сделать вывод, что колебание между татарами и башкирами происходит также у исторически нетюрксокго населения, которое сначала исламизировалось, а в последствии переняло язык и культуру. Чаще всего, речь заходит о чувашах, марийцах и удмуртах, которые на момент принятия ислама являлись язычниками. Из-за культурной близости, у чувашей исламизация и преобразование в татар и башкир проходило лучше всего. Подробнее об этом можно ознакомиться здесь, здесь и здесь. Уже люди зарождавшегося татарского самосознания, могли примкнуть к сословию башкир и тем самым данная проблема усугубляется ещё сильнее.

Владение языками среди народов Башкортостана. Как видно, у всех народов (даже у русских (а без английского — и у украинцев)) татарский язык идёт третьим после русского и родного (у татар третий язык башкирский). Татарским владеет почти каждый третий удмурт, четвёртый мариец и пятый чуваш
Владение языками среди народов Башкортостана. Как видно, у всех народов (даже у русских (а без английского — и у украинцев)) татарский язык идёт третьим после русского и родного (у татар третий язык башкирский). Татарским владеет почти каждый третий удмурт, четвёртый мариец и пятый чуваш

Думаю, что если бы эти процессы пресекались или регулировались российской властью, ареал финно-пермяков выглядел бы более монолитно, хотя и сейчас вполне заметен прерывистый овал от Нефтекамска до Уфы. По состоянию на межпереписной период, такие процессы уже естественно сведены к минимуму и как видно, значительных изменений не наблюдается.

-11

Что касается тюрок, собранных воедино, то тут также значительных изменений не обнаружено, поскольку процентные перескоки между татарами и башкирами происходят в рамках их общей доли и выходят за неё только в виде естественных процессов. Вместе с чувашами, мусульманское население региона выглядит более монолитно.

Сложно сформировать какой-то вывод касательно этого всего. Хотелось бы видеть более реальную ситуацию этносостава Башкирии, но вполне очевидно, что пока этот вопрос находится, как и в Дагестане, в политической плоскости, более-менее точные данные увидеть не представляется возможным.

Напоминаю, в моём телеграм-канале работы выходят чаще и быстрее. Отвечаю на вопросы только там.

Увидеть оригиналы работ, отдельные замечания и многое другое, а также просто поддержать меня, можно с помощью подписки на сервисе бусти.

Спасибо