Глава 25, заключительная.
Павел открыл первую металлическую коробку из-под печенья знаменитой кондитерской фирмы. В ней лежали свёрнутые рулоном ассигнации, причем, абсолютно сохранившиеся. Большие, нарядные, с портретом царицы в короне. Павел развернул одну:
- Ого! Катенька!
- Где?
- Да вот, Екатерина Вторая на бумажных деньгах, такие ассигнации называли катеньками.
- А я думала, что ты про маму говоришь. Куда их теперь? В музей отдадим, да?
- Давайте дальше смотреть. Вот ещё шкатулка! Тяжёлая, в ней что-то звенит. Уже веселее становится, ребятишки! Закрыта как! Ага, вот кнопочка!
Шкатулка открылась, а в ней битком монеты, монеты..
- Вот это да! Так это же золотые червонцы! Вот и сам царь-батюшка на них, Николай Второй собственной персоной! Сколько их тут? Прими, Катя!
Екатерина взяла шкатулку и чуть не уронила, удивившись ее весу!
- Да, ребята, это уже серьезно!
Тося с Валей зачарованно смотрели на золото. Они видели золотые монеты впервые.
Надолго запомнится подружкам этот момент. Павел открыл самую большую коробку, можно сказать, ящик.
- Смотрите-ка, сервиз! Да какой красивый! Тоже решили до хороших времён припрятать! Сколько тут всего!
Екатерина сказала Шурке:
- Шур, вылезай! Дай мне посмотреть на посуду!
Шурка освободил ей место и Катя принялась разглядывать фарфоровый сервиз, восхищаясь тонкой работой.
- А как завернуто и уложено хорошо! Нисколько не повредилось за семьдесят лет! Какие красивые тарелки! Прелесть! Паш, смотри, ещё шкатулка, большая какая, вся резная! Что там? Открыла крышку и завизжала от восторга, как девчонка!
- Ура! Вот и драгоценности! Сейчас я вылезу, а ты, Паша, подай шкатулку наверх. Рассмотрим с девчонками. Уверена, такое можно только раз в жизни увидеть!
Она сняла с головы платок и расстелила на траве. Потом аккуратно высыпала из шкатулки содержимое. Тося с Валюшкой лишились дара речи. Перед ними, как в Тоськином сне, переливались, сверкали ожерелья и браслеты, кольца и перстни.
- Вот это настоящие сокровища! - прошептала Тоська пересохшими от волнения губами.
- Вот бы хоть одно такое колечко или перстенечек поносить! - мечтательно пропела Валюшка!
- Ага, а к тебе ночью явится мертвый купец: "Отдай мой перстень!" - хриплым голосом заорал Шурка и протянул руки со скрюченными пальцами к горлу Валюшки. Та ойкнула:
- Ты что, Шур? Так ведь умереть от страха можно!
- То ли ещё будет, когда к тебе привидение ночью явится за кольцом!
- А что там ещё, Паша? Что-то большое, замотанное в тряпье.
Освобожденное от тряпок что-то, оказалось частями швейной машины Зингер. Она тоже была большой семейной ценностью. Смазанная машинным маслом, пролежала в земле, не утратив своих качеств. Были в сундуке и столовое серебро, и серебряные подносы, и подстаканники. На самом дне нашлись в металлической большой коробке кипа документов, пожелтевшие фотографии, акции. Из документов узнали, что купца Коровина звали Савелий Платонович. На фотографиях были увековечены лица членов семьи Коровиных: бородатые мужчины, нарядные женщины с детьми. Все это, наверное, представляло историческую и культурную ценность. Вот только, что со всем этим делать?
Павел, почесав грязными, выпачканными землёй пальцами затылок, озвучил решение, с которым никто не стал спорить.
- Надо позвать милиционера и сделать заявление о находке. Сделают опись в нашем присутствии, оценят и выдадут премию, 25% от стоимости найденного. Поделите на троих, Тоську, Валюшку и Шурку.
Шурка запротестовал:
- А вы, Павел Андреевич? Без вас мы никогда и ничего бы не нашли! Давайте по-честному! Тем более, и тетя Катя участвовала.
Ладно, ребята, потом все решим. Про деда Василия тоже не забудем. Он, наверное, все ещё сидит у дома, ждёт нас.
- Я к нему сейчас сбегаю, расскажу! Шурка побежал к деду. А Павел Андреевич с Екатериной, сложили все назад в сундук. Павел закрыл его и сказал:
- Оставайтесь здесь, девушки, а я к участковому. Надеюсь, быстро вернусь.
Он побежал к машине, оставленной у церкви, а Тося с Валюшкой и матерью, сели на травку и принялись мечтать, что они купят на премию.
Участковый Петр Иванович был на вызове. В доме Бобыниных хозяин устроил пьяный дебош, закрыл жену и сыновей в доме, подперев дверь лопатой, и грозился поджечь дом. Соседи вызвали милицию. После того, как дебошир был нейтрализован, Павел рассказал участковому о находке. Петр Иванович вытаращил глаза на бригадира газовиков:
- Где? Когда газ проводили нашли клад?
- Да, нет! В Калиновом овраге, за церковью. Там остались охранять сундук ребятишки и Екатерина Найденова. Поехали быстрее! Я за них волнуюсь!
- А что в сундуке?
- Много чего. Поехали, сами увидите.
- Сейчас, позовём свидетелей, чтобы было всё по закону.
Усадили в машину двух калиновских мужиков и поехали. А у сундука уже потеряли надежду на возвращение Павла, нервничали. Прибежал Шурка, уже оповестивший деда. А тут и Павел с участковым и свидетелями прибыли. Было решено - вытащить сундук и перевести его в отделение милиции. Четырем мужчинам не составило труда поднять сундук из ямы, по склону тащить было тяжеловато, но они справились. Остановились у дома деда Василия Степановича, не помнящего себя от радости. Он уселся в машину, не спрашивая разрешения. Как он мог не увидеть, что нашли под камнем?
И вот сундук в отделении. Поочередно вынимаются шкатулки, все пересчитывается, описывается и фиксируется в протоколе. До позднего вечера вёлся учёт найденного. Дети давно уже ушли по домам и мирно спали, усталые и переполненные впечатлениями.
Утром на торжественной линейке, по поводу начала учебного года, всех трех "археологов" вызвали и поставили перед строем. Директор объявила:
- Ребята, вы видите сейчас перед собой наших учащихся Тоню, Валю и Сашу. Посмотрите на них хорошенько, это настоящие герои. Они нашли клад и передали его государству. Стоимость, найденных ими вещей, монет и драгоценностей, оценивается правительственной комиссией. Молодцы, ребята! Мы вами гордимся!
Вот она, минута славы! Все, как в Тоськином сне!
Эпилог.
В СССР по закону 25% от найденных ценностей выплачивались тому, кто нашел клад. Как делили эти проценты не важно, важно то, что никто не остался обижен. Даже Василию Степановичу выделили премию, Шурке купили мопед, Валюшке - новый телевизор, Тосе - подписку на "Библиотеку приключений". Швейную машину, фотографии, ассигнации и монеты, найденные в ручье, передали в школьный краеведческий музей, драгоценности и сервиз - в музеи Москвы и областной музей, где они находятся и сейчас.
Бабушка Лиза поправилась, первое время она нуждалась в помощи и жила вместе с дочерью и внучкой, в одной комнате с Тоськой. Екатерина и Павел расписались 10 сентября.
Свадьба была в Калиновке. Стояло бабье лето, было тепло и солнечно. Екатерина светилась счастьем и была потрясающе красивой в платье бледно-мятного цвета с цветами в красиво причесанных каштановых волосах. Жених Павел ей соответствовал, на нем был дорогой костюм цвета морской волны. Он не сводил влюблённых глаз с невесты. За столом под черемухой, кроме жениха и невесты, сидели Елизавета Семёновна, Василий Степанович с дочерью и внуком, Тося с Валюшкой, сын Павла Юра, вся бригада газовиков, подруга Екатерины Светлана. Соседку Зину с мужем позвали, но они отказались. Хорошо, что хоть Валюшку пустили. Зинаида пилила Валюшку, упрекала в том, что та не прихватила ничего из драгоценностей, самого малюсенького колечка не припрятала.
- Мама, как же я припрячу? Я же не воровка! Как ты можешь такое говорить? Тогда всем меньше премия была бы. А Шурка сказал, что если возьмёшь себе что-нибудь из сокровищ Коровиных, купец явится ночью и задушит.
- Глупенькая ты, Валюшка! Веришь в сказки!
А Павел с Екатериной на премию сделали пристройку для ванной и туалета, провели газовое отопление. Квартира стала не хуже городской, а, учитывая, что ее приватизировали, она была уже своей у наших героев. Через год Екатерина родила мальчика, братика для Тоси. Она была безумно рада, с удовольствием нянчилась с маленьким Вовочкой.
Вот так и зажили Катя, Павел, Тося и Вовочка большой дружной семьей. В городскую квартиру наезжали время от времени.
Павел устроился бригадиром на ремонтные работы, пришло распоряжение реставрировать храм в Калиновке. Так и закончилась наша история. Тайна Калиновского камня раскрыта, сокровища Коровиных найдены. Купец Коровин никому не снился, потому что на деньги от клада отреставрировали церковь и привели в порядок кладбище и могилу Платона Коровина.
Екатерина с Тосей нашли главное сокровище: Катя - мужа, а Тоська - отца. А биологическому отцу девочки, Михаилу, написали, что Екатерина вышла замуж, что он опоздал на десять лет.