Убеждена, что это самая большая статья на b17 :-)
Этот прикладной и емкий справочник секретов счастья по всем возрастам, от 0 до 100 лет, поможет вам понять:
- почему ваш ребенок капризничает, хочет спать с родителями, не хочет учиться и обманывает;
- как у детей развивать креативность и базовое доверие;
- как эффективнее подготовиться к школе и развить усидчивость и интерес к школе;
- что делать, чтобы сформировалась правильная половая идентификация;
- как распознать моменты, когда ребенка в школе буллят и троллят;
- почему подростки и пожилые люди одинаково спорят и отстаивают свои права;
- признаки кризисов и инструменты их преодоления;
- почему пожилые родители требуют повышенного внимания и вредничают;
- зачем надо готовиться перед выходом на пенсию;
- почему партнер, с которым вы прожили 30 лет, решил развестись;
- что делать, если жена постоянно нападает с претензиями;
- что делать, когда в зрелом возрасте постоянно преследует сильная усталость;
И так далее...
Здесь затронуты все этапы жизни человека от рождения до пожилого возраста, кризисы, нормы, становление, ошибки воспитания и их последствия.
Выбирайте блок с возрастом, который для вас актуален. Я постаралась структурировать информацию так, чтобы было легче сориентироваться и выделить главное.
НОВОРОЖДЕННОСТЬ (1-2 месяц)
В этом возрасте ребенок ничего не умеет самостоятельно делать, но обладает безусловными рефлексами: плавание, отталкивание, хватание, сосание. Некоторые со временем забудутся, поэтому заново нужно учиться плавать.
В этот период очень важна роль эмоционально-включенной матери и взаимодействие с ребенком: гуление, улыбки, общение.
Новорожденный, как правило, улыбается не всем, а только значимым взрослым. Когда видит знакомое лицо, то он выгибается, машет руками, ногами. С ребенком можно почаще разговаривать, называть предметы. Чем больше с ним говорить, тем лучше развивается его речь.
!Если при эмоционально-вовлеченной маме, вы не наблюдаете включения ребенка, нужно проверить комплекс аудио и визуальных анализаторов
МЛАДЕНЧЕСТВО (2-12 месяцев)
К 2 месяцам младенец начинает воспроизводить звуки гуганья, которые напоминают отдаленные согласные звуки.
К 4-6 месяцам будут преобладать звуки, похожие на гласные.
После 6 месяцев появляются первые повторные слоги.
К 1 году начинают получаться первые облегченные слова (“нет”, “дай”), возникает интерес к предметам. Для развития очень хорошо, когда в поле зрения много предметов разных форм и цветов.
Часто, когда малышу что-то предлагают (игра, обнимашки, еда), ребенок сначала говорит “нет”, становится таким негативистом, поэтому у родителей обычно удивление -- что случилось с нашим милым, улыбчивым ребенком и что это за бунтарь :)
В этой двойственности уже проявляется первый внутренний кризис – отделиться, стремиться к автономии или вернуться назад в симбиоз к маме?
Поэтому, самые первые игры, которые востребованы в конце младенчества – игры в догонялки. Но когда его догоняют, он старается вырваеться опять.
!Норма - продолжить автономию и самостоятельность. Если сейчас не сделает попытки к отделению, то он и в 40 лет от мамы не отделится
В этот же период, помимо стремления к автономии, формируется базовое доверие к окружающему миру.
! Базовое доверие влияет на то, насколько во взрослом возрасте человек будет успешно заводить друзей, сохранять отношения, создавать семью
Причины, когда вместо базового доверия формируется базовое недоверие:
- Эмоционально невключенная, в жизнь малыша, мать;
- Мать, которая испытывает на подсознательном уровне агрессию к ребенку (нелюбовь в отцу, послеродовая депрессия);
- Ребенок оказывается вне родительской семьи, дом малютки, больнице;
Бывает крайняя степень полюсов, когда сформировалось максимальное недоверие к себе, но доверие к окружающему миру или наоборот недоверие к окружающему миру, но максимальное только доверие к себе.
! Важно найти "золотую середину", то есть базовое доверие к себе с элементами базового недоверия к окружающему миру
Во взрослом возрасте компенсировать базовое доверие/недоверие может помочь психолог.
Рекомендации, чтобы создать сбалансированное доверие:
- Любить, принимать ребенка - быть эмоционально включенной матерью.
- Не переносить на ребенка агрессию, связанную с физической и эмоциональной усталостью.
- Не гиперопекать малыша, пытаясь предвосхитить все его желания. Дети после такой гиперопеки не хотят отделяться от мамы.
- Когда ребенок делает первые шаги и начинает убегать, можно один раз спрятаться за дерево, но не злоупотреблять. Мама должна оставаться доступной и физически и эмоционально, чтобы было чувство опоры, стены, принятия.
- Если произошел резкий отрыв ребенка от мамы (сад, интернат, на лето к бабушке), в таком случае формируется тревожная привязанность.
РАННЕЕ ДЕТСТВО (1-3 года).
Именно в этот период происходит единственный колоссальный скачок в развитии человека, который человек никогда больше не сделает за годы жизни. Это период, когда формируется характер, желания, появляются элементы игровой деятельности и в ход идет все, что его окружает (пульт, расческа, кот, пылесос).
В этот период общение с ребенком в основном происходит не в чистом виде, а через предметы.
! ВАЖНО, чтобы мама показывала и произносила: “Снег идет, давай лепить, руки замерзли, снег холодный, ты устал, ты хочешь спать, ты злишься, радуешься, голодный”. В это время формируется самое важное новообразование личности - самосознание.
! То, что к 3 годам сформировалась, это и останется на всю жизнь. Человек взрослеет, стареет, а самосознание останется неизменным
В эти годы у ребенка уже проявляется притязание на признание, он начинает гордится за свои достижения и не стесняется просить похвалу. Каракулю нарисовал - просит конфету или вербальную похвалу.
! Не стесняйтесь хвалить ребенка, дать авансированное доверие “ты молодец, мне нравится твой рисунок. А если еще дорисуешь вот здесь крючок, то получится вообще супер, я в тебя верю” - это вера влияет на самооценку во взрослой жизни и на качество жизни в будущем
Половая идентификация в этом возрасте проявляется посредством осознания постоянства своего пола и ребенок активно подстраивает свое поведение под этот пол. И многие наверное замечали, что дети порой сами начинают менять свое поведение, когда слышим фразы: “Я не пойду в этих розовых колготках в детский сад, они девчачие”. “Шапку не буду носить, она для мальчика”.
Для развития творческого воображения и креативности важны полифункциональные предметы, функции, которых можно менять и провоцировать предметную деятельность.
Кубики, конструктор, из подушек можно сделать стул, замок, автомобиль - зависит от фантазии, творчества. Нужны неодушивленные предметы и игрушки, которые можно (функционально приемлемо) пинать, чтобы был выход агрессии - что бывает при кризисе 3х лет.
! Родитель должен помогать детям играть, называть предметы, инициировать идею и потом передавать ведущую роль, чтобы ребенок дальше играл, а родителям желательно соглашаться на любой кипишь, который помогает исследовать, развиваться
До 1 года ведущая фигура в жизни ребенка - мать. Но после первого года в жизни отец с его поведением и особенностями начинает включаться в жизнь ребенка. Для ребенка, который был в симбиозе с матерью, папа - это прообраз внешнего мира.
! В этот момент происходит важная вещь - папа присутствует, не обижает, но эмоционально активно не включен в жизнь малыша - это НОРМА
Как правило, с ребенком дома сидит мама, а папа приходит с работы уставший, смотрит телевизор. За 8-ми часовой день у ребенка с мамой проходит целая жизнь (ворона подошла, попал лопаткой, снежок слепил - целое событие) и важно, чтобы вечером истории были рассказаны и папа дал эмоциональную реакцию: “Ты молодец, я за тебя рад, завтра ты пойдешь и у тебя все получится!”.
Когда есть эмоциональная поддержка, тогда ребенок понимает, что папа включен в его жизнь.
Фигура отца важна для успешного отделения от мамы, особенно, когда подходим к кризису 3-х лет, который является необходимым звеном в развитии. В это время ребенок начинает проявлять особое упрямство, ложь, лень, своеволие, настаивает на своем потому, что захотел.
При успешном прохождении кризиса, у ребенка продолжится автономия и сформируется готовность к дошкольному возрасту.
Когда ребенок играет с предметами и придумывает себе роли: "я шофер, доктор, космонавт" и эту роль родители поддерживают. Но он не понимает, почему, когда едет с родителями на дачу, то ему дают специальное кресло для детей и говорят “не отвлекай папу от руля”?! Он считает себя большим и взрослым, а ему указывают на то, что он мателький. Данная ситуация проблемная для него, поэтому идет яркое выражение желаний, чувств, эмоций.
Как справиться?
Жизнь 3х-летки наполнена огромным количеством нельзя, запретов, словом “нет”. Ему постоянно говорят: “Не болтай, не крутись, перестань так себя вести, не разговаривай” - для ребенка это становится фоном и он не замечает этих запретов, которые нужно обязательно выполнять.
! ТЕХНИКА. Чтобы изменить ситуацию, оставьте минимальное количество запретов, а по тем, которые остались, требуйте полного выполнения
Например: ”На пол в магазине - нельзя падать, на родителей и бабушку - нельзя кричать”. Можно: "попросить на ушко и если у мамы будет возможность, то мама это сделает/купит".
Важно, свести количество запретов до минимума, а все остальные вывести в область пожеланий и точек развития ребенка. Не делайте из его поведения постоянную неуспешность и неудачность.
! ВАЖНО, чтобы выполняли все члены семьи. Папа не покупал газировку, бабушка - не покупала шоколадку
Иначе система распадается и будет неэффективна. Общая солидарность и сплочение всей семьи - залог успеха.
В этот период формируется право на маму. Если к маме на улице подходят чужие дети, брат или сестра, то малыш бросает все свои дела и несет маме игрушки со словами “Это моя мама, я ее люблю”.
Ребенок демонстрирует кризис, который он испытывает внутри себя. Отделиться и заниматься своими делами или быть в симбиозе рядом с мамой?
После 3х лет очень желательно продолжить автономию и самостоятельность, а для этого очень важно стабильное отношение к маме и уверенность в ней и в том, что мама всегда меня любит, даже когда ругает.
Для ребенка это якорь и щит. Он остается на всю оставшуюся жизнь в бессознательном и будет помогать на всех этапах жизни проходить кризисы
Как правильно ругать, чтобы сохранялся положительный образ.
ФОРМУЛА: Ругаем поступок, плохое дело, но не личность самого ребенка/человека. Пример я-сообщения: “Мне не нравится, что ты бросался кашей и побил деток, мне за тебя стыдно. Но я тебя люблю. Давай подумаем, что ты можешь сделать, чтобы это не повторилось и ты не бил людей, не кидался кашей”.
Когда ребенок что-то натворил, то можно отправить в угол, подумать над поведением. Со временем у него сформируется такое убеждение “Мой поступок огорчает маму и папу, поэтому я так не хочу поступать и не буду делать”.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-7 лет)
В этом возрасте важно играть. В этой активности заключен колоссальный потенциал развития. В игровой деятельности учится любить, жалеть, делиться, заботиться, сопереживать, перенимает правила и нормы.
!Невозможно в 3-4 года посадить перед собой ребенка и рассказать ему о правилах жизни. Он многого не знает, не понимает, не умеет проявлять любовь, заботу, внимание.
Но через игру может любить мишку, заботиться о вещах - ремонтировать грузовик, учится ухаживать за любимыми куклами, учится делиться. В этой игровой деятельности рождаются навыки и качества.
Далее, появляется сюжетно-ролевая игра с предметным манипулированием: водитель камаза, машинист. Он целый день может изображать врача, камазиста, издает соответствующие звуки, речи. Происходит сюжетная игра, когда едет на машине на кухню на обед, пьет из пустой чашки в песочнице. Он может даже заиграться и съесть песочную паску.
Постепенно сюжетно-ролевая игра усложняется. Появляются герои, сюжетные линии, правила. Ребенку приходится смотреть, удерживать правила игрового взаимодействия и адекватно использовать в игре.
! То, как ведет себя ребенок в игре - проявляется его характер. Если хотите узнать призвание, то понаблюдайте зачем и во что он играет в детстве.
!!! Когда ребенок постоянно предпочитает игрушки и роли противоположного пола - это НЕ норма.
!!! Если в отношении с игрушками или домашними животными ребенок проявляет агрессию, жестокость, и уговоры - “ему больно”, - не действуют, на это важно обращать внимание и обязательно корректировать.
Как помочь развитию игровой деятельности ребенка?
С помощью правильно подобранных игрушек и игровой деятельности, можно корректировать многие проблемы:
- Игрушка из жизни - кукольное семейство. Именно вся семья. Роли, забота, модель семьи, отношения в семье.
- Транспортное средство. С детьми, которые плохо идет на контакт, можно доехать на шикарной машине, чтобы вступить в контакт.
- Кассовый аппарат - способствует развитию волевого компонента. На нем строится развитие высших психических функций, необходимых для перехода в школу.
- Игрушки для отреагирования агрессии. Солдатики, войнушка, сбить, рассыпать.
- Маски. Можно превратиться в лесу волка мишку, порычать, отреагировать и наделить ребенка качествами персонажа.
- Барабаны. Даже если один раз постучал, а потом к ним не подходит, это нормально. Значит ребенку этого хватило для отреагирования агрессии.
- Игрушки для творческого самовыражения: карандаши, мелки, пластилин, раскраска, конструктор - важно для пространственного воображения ребенка.
Детский сад необходим в развитии. Именно в детском саду ребенок учится общаться со сверстниками, делиться, отстаивать, наблюдать. Дети - существа социальные и, как правило, стремятся попасть в социум и быть принятыми.
Раннее развитие. Часто бывает, когда родители в 4 года учат иностранным языкам, музыке, отдают на кружки и секции.
Если вводите раннее развитие, то оно должно быть в формате игровой деятельности, не должна быть учебная деятельно в чистом виде. Даже 15 минут, но играть! Каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность!
Гиперопекающие родители часто за детей придумывают, играют, делают за него, уделяют все свое время. Важно давать ребенку свободное время и давать возможность делать что-то неправильно и неидеально.
ФОРМУЛА: на 50% родитель сопровождает, а 50% самостоятельное освоение взаимоотношений с окружающим миром и предметами
Если не научился играть самостоятельно, то какие сложности могут быть во взрослом возрасте? Может зафиксироваться особое отношение к одиночеству, которое его будет пугать. В НОРМЕ человек иногда хочет побыть один на один со своими чувствами, размышлениями, делами.
!!! Если ребенок в дошкольном возрасте не научился самостоятельно играть, находить, планировать, занимать себя, то ему будет сложнее прийти в юношеском возрасте к пониманию, что одиночество необходимо в развитии личности и обычная часть жизни человека.
Ребенок проживает Эдипов комплекс (мальчик) и комплекс Электры (девочка). Он пытается внедриться во все сферы жизнедеятельности родителей и даже среди ночи приходит в их кровать. Таким образом, он испытывает ревность к родителю своего пола. Порой сын конкурирует за внимание мамы с папой и говорит, что любит маму и женится на ней.
Лучше категорично не пресекать и не спорить, а ответить “Немного позже мы с тобой это обязательно обсудим и вместе решим”
В это время в нем развиваются нужные маскулинные качества. В дочке развиваются феминные качества, когда она обнимает, проявляет заботу, наряжается. Это очень нужный период 3-7 лет, чтобы закрепились феминные и маскулинные качества.
Ребенок дошкольного возраста живет будущим: хочет в школу, стать старше, вырасти, его привлекают внешние элементы школы (самостоятельное передвижение, мобильный, форма).
!!! Помните, что посылы, которые используют родители из будущего не работают в настоящем: “Ты плохо пишешь - тебе будет стыдно в классе”
Нужно увлечь здесь и сейчас, в настоящем. Найти игровую форму с элементами знаний, так он будет включаться в виды деятельности.
В этом возрасте он учится взаимодействовать с родителями и прекрасно рефлексирует. Понимает, что если с папой и мамой можно себя так вести, то с бабушкой - не надо. Когда ребенку говорят “Веди себя прилично в гостях”, то он знает чего от него ожидают. Если можно избежать обязанностей, то может использовать это и попросить брата, бабушку.
Рекомендации для родителей в периоде дошкольного возраста.
Развивать инициативу, самостоятельность, получение новых знание, игровую деятельность, провоцировать инициативу. Обучение в школе будет основываться на развитии высших психических функций - произвольное внимание, воображение, речь и мышление.
! Перед подготовкой к школе очень важно развитие волевого компонента, чтобы в школе смог выдержать несколько уроков по 40 минут
Полезно играть в игры с выдержкой “море волнуется раз”. Развитие мелкой моторики - лепка, раскрашивание картинок по четким линиям. С развитием моторики связано мышление напрямую.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7-10 лет)
Поведение проявления: позерство, клоунерство. Пытается вести себя, как взрослый и даже разговаривать фразами взрослых. У него теперь новая роль и социальный статус: ученик, школьник, поэтому он ожидает к себе другое отношение -- как ко взрослому.
Готовность к школе: важно, чтобы ребенок был готов личностно, интеллектуально, социально, понимал окружающую действительность, умеел определять свое место - старше он или младше.
! Мотивация учиться сейчас в основном ради внешних атрибутов. Не ждите, что он скажет: “Я хочу в школу ради учебы”.
Поэтому когда начинается школьный монотонный, неинтересный процесс, он не всегда готов к этим изменениям, поэтому дети часто играют на уроках. Так же, ребенок впервые сталкиваюется с оцениванием себя через школьную отметку. Поэтому для ребенка - это нелегкий период.
Ведь его раньше хвалили воспитатели, родители, а тут вроде тоже самое написал, но оказывается не так, как надо, ставят плохие оценки, делают замечания и теперь надо переписывать. Он видит все это и думает, что он стал плохим и это явление для него очень непонятное.
Раньше ему говорили, что он такой добрый и честный, а тут вдруг - “Ты такой же бестолковый и слабовольный, как твой папа. Или ты такая же несерьезная, как твоя мама”.
В этом возрасте критически важен выбор первого учителя. Изучите ценностные аспекты, нормы морали, интересы учителя.
Показатель того, что дети будут слушать учителя, когда к концу дня стол учителя облеплен детьми и завален подарками - конфета, яблоко, карандаш. Это яркий пример любви, дарят что-то, пытаются обнять учителя.
В первом классе важно сформировать умение - трудолюбие. Если это развить, то во взрослом возрасте он будет трудиться не только в научной деятельности, но и в разных сферах жизни.
Важно, чтобы не сформировалась неполноценность и не навесить на него ярлык “двоечник” или еще что-то, что по инерции заставит его поддерживать этот имидж.
Часто ожидания и убеждения родителей мешают детям адаптироваться к школе. Если мама говорит: “У меня никогда не было 5 по русскому”, то ребенок вернет это попозже: "Что вы от меня хотите, если у самих были плохие оценки по этим предметам".
Родители стараются занять ребенка, отдают на кружки, секции. Это замечательно, потому, что данный возраст восприимчив. Но важно посмотреть действительно ли это то, что хочет ребенок...
Или он ходит на бокс, потому, что папа хотел когда - то стать боксером? Учит 2 языка, так как мама ни одного не знает? Бабушка хотела стать пианисткой, поэтому отдали внука в музыкальную школу? Это важно!
Родители часто говорят: “Если его не заставлять, то он не будет ничего делать, он не хочет. Вот всех великих музыкантов заставляли и наказывали физически”. Да это так, но сколько веков прошло, а второго Моцарта и Бетховена не получилось.
И огромное количество людей после музыкальной школы не взяли в руки инструмент, как раз по той причине, что в музыкалку они ходили только по желанию родителей.
Есть другая сторона медали -- когда ребенок идет в школу с радостью, то у родителей иногда возникает неосознаваемый страх в отношении к власти учителя. Поэтому родители могут дискредитировать учителя, нелестно обсуждая между собой: “Куда это вас повела учительница в такую погоду, ненормальная что ли?”.
Можно это обсудить наедине с партнером, но не при ребенке. Иначе будет конфликт лояльности - "ты с кем: с родителем или с учителем?"
В этот период структура самосознания меняется, появляются первые прозвища, которые не несут смысловой нагрузки: Дима - Димон. Притязание на признание проявляется в виде желания получить похвалу и благодарность от нового взрослого.
Если не получается с помощью положительных образов, то он пытается привлечь к себе внимание с помощью отрицательного поведения. Так формируется неполноценность, которую ребенок компенсирует с помощью шутовского поведения, дерется.
! Важно разобраться, почему он так себя ведет, иначе девиантное поведение в подростковом возрасте может перерасти в будущем во что-то серьезное и человек станет изгоем.
В этом возрасте дети начинают замечать и дразнить противоположный пол. Могут девочку затолкнуть в женский туалет. В это время очень важны модели полоролевого поведения. Сейчас идет разделение ролей в социальной, игровой, школьной. Дети впитывают модели, которые будут реализовывать в старшем возрасте.
Так как у ребенка в школе появляется круг обязанностей: рано вставать, слушаться, 4 клеточки отступать, посередине писать, и от количества новых задач дети могут быть неуспешны в школе, потому что не смогли или не успели адаптироваться к новым требованиям и правилам.
Рекомендация родителям - подчеркивайте права ребенка. Кроме "ты должен" и "обязан", важно спрашивать - "что ты хочешь одеть, кушать, куда пойти в пятницу, во что играть играть"?
! Чтобы не сформировалось ощущение, что школа и дом - это место где я ДОЛЖЕН, а улица - это место, где Я ПРАВО ИМЕЮ и где меня принимают любым.
ПОДРОСТОК (11-17 лет)
Людям этого возраста присущи гипотетические и абстрактные понятия, такие как “смысл, любовь, дружба, ценность жизни” - все это его волнует. Это период сильного эгоцентризма.
Эгоцентризм - состояние, когда он не может встать на позицию другого человека, понять чужие стремления, эмоции, а сосредоточен только на своих интересах, чувствах, потребностях.
Родители вроде бы все рассказали, объяснили, но он все равно не слушает учителей и взрослых, которые перестают быть авторитетными для подростка.
Авторитетной становится референтная группа по интересам. Это могут быть ребята из другого конца города, которые формируют свое мировоззрение ценности, смысл.
В этом возрасте появляется прозвище, которое несет смысловую нагрузку "Кулак, Ботан". Чаще всего подросток рад любому прозвищу и готов быть в своей группе козлом отпущения, только быть чувствовать причастность к данному коллективу. Потому, что в этом возрасте самый сильный - это страх одиночества.
Группа часто может быть асоциальна – там ему дают курить, материться, краситься, он там свой, можно быть проще, там любят и принимают таким, какой есть. Это ложная идентификация и уверенность.
Забрать его оттуда очень сложно и родители должны предложить что-то яркое вместо этого.
Подумайте, что может быть интересно подростку, где он может адаптироваться и проявить свои качества, таланты и способности, которые у него конечно же есть.
Тест для родителей "Насколько вы включены в жизнь своего ребенка" — назовите его друзей?
Когда просят назвать друзей ребенка, то обычно совпадений не бывает или их очень мало. Обычно родители называют друзей, которые были в младшем школьном возрасте.
Модель поведения подростков в этом возрасте демонстративна - проявляют себя как юноши и девушки, появляются парочки. Это является попыткой найти самого себя, кто ему нравится, кем он себя видит. Так он себя пробует. И здесь важно не качество, а количество. Поэтому, когда девочка получает валентинки, то пересчитывает их количество, а не очень акцентирует внимание на том, кто ей их подарил.
В этом возрасте сложно сохранить и удержать целостность, поэтому получается спутанность ролей. Они пишут друг другу по 100500 смс, расходятся, блокируют, сходятся, ссорятся, мирятся. Когда ему больно и обидно, он считает, что это он один такой уникальный и единственный, который испытывает такую эмоциональную боль и больше никто. Уникальность очень часто заставляет совершать необдуманные поступки.
В рамках половой идентификации, подросток проявляет внешние признаки мужчины и женщины. Мальчики - грубость жестокость, девочки - броский макияж. Но это не отражение моделей, которые есть в его семье.
Они сейчас делают все наоборот, но со временем это пройдет и они станут проявлять модели, которые были заложены в семье в младшем школьном возрасте.
Когда в этом возрасте взрослые обращаются к подростку из посылов будущего, то это не работает.
Например, говоря “Вы все шалопаи, бестолочи, если будете так себя вести, то не сдадите экзамены и не поступите”. Подросток убежден, что за 2 года произойдет все, что угодно: пандемия, кризис, да и вообще, так долго жить я не собираюсь.
Он хочет жить здесь и сейчас: слушать музыку, общаться в чате, с друзьями гулять и все. Важно действовать исключительно из его интересов настоящего, вот тогда он будет что-то делать.
Очень важно обращать внимание на регресс. Это не свойственно для подростка. Если подросток уходит в прошлое, хочет спать, требует внимания, возвращается в детские воспоминания о детском саде, воспитателе - это НЕ НОРМА!
Возможно, это показатель трудностей межличностного общения, буллинг или троллинг.
Норма! Когда живет настоящем, а на воспоминания о прошлом отзывается односложно: “было клево, ничо, никак, нормально”. Он не готов в нем копаться.
К концу подросткового возраста, встает выбор профессиональной деятельности куда идти учиться. Они делают неосознанный выбор, не строят перспективы и идут по пути наименьшего сопротивления.
Протестует против своих обязанностей и очень увлекает процесс отстаивать свои права. Если вдруг есть хотя бы малейшее ущемление прав, то они конфликтуют на пустом месте: в магазине, транспорте. Взрослые должны сгладить этот момент и не усиливать.
Чтобы мягче пройти кризис, можно ввести процесс инициации во взрослую жизнь. Чтобы в процессе обряда наделять новыми обязанностями и правами. Раньше в нашей культуре были обряды и инициации (октябрята, пионеры итд), которые помогали более гладко перейти из одного статуса в другой.
Сейчас можно на уровне семьи проводить инициации: подарить фамильные именные часы деда, который был награжден ими на войне, съездить в детский дом, побыть там и подарить ребенку свою любимую детскую игрушку, надуть шарики и отпустить их в небо, как - то отметить, некоторые родители разрешают сделать татуировку, покрасить волосы, сделать пирсинг, проколоть уши.
Здесь главная идея - взрослый поступок, который поможет преодолеть переходный кризис.
Важно, чтобы родители сами не путали ребенка ролями. Днем родители говорят: “Ну когда ты станешь самостоятельным? Будешь учиться, делать выбор, ходить сам в поликлинику, смотреть за своими вещами?”, а вечером ему указывают “Чтобы был в 9 вечера дома, потому, что я так сказала и никаких возражений.”
!!! Такие потиворечивые послания будут только усиливать кризис.
Что делать?
Важно поговорить с подростком и задать вопрос: “Скажи, пожалуйста, что ты хочешь от нас, какие у тебя претензии к нам?”. Ребенок вам ответит “Когда я на дне рождения, не звоните мне по 18 раз за вечер”. Договорившись с подростком, выполняйте обещание.
Важно чтобы родители первые не нарушали договоренности. Если требуете осознанного отношения, будьте и сами ответственны за обещания.
Не забывайте про я-сообщение: “Мне очень больно сейчас это слышать или видеть. Это не ты плохой, а действия, поступок, поэтому мое состояние сейчас такое. Но я тебя все равно люблю, уважаю, слышу, принимаю”. Важно это говорить искренне, дружественно, без манипулятивных подтекстов.
Ведущая деятельность в подростковом возрасте - общение. В норме чуть ли не 24 часа на общение оф- и он-лайн.
Если ребенок не проявляет интереса к общению со сверстниками - это НЕ НОРМА. Обязательно нужно посмотреть почему..
Нет круга для общения? Или он считает всех недостойными, думает, что он уникальный? Или буллинг, троллинг? Важно выявить. Если это так и есть, то должны помочь родители и школа, ребенок сам не справится.
Если не решить, то на следующем возрастном этапе может остаться в изоляции, особенно, когда будет наступит период интимности и близости.
Нормативный кризис подростка очень необходим и заканчивается он, как правило, к 17-18 годам со сменой вида деятельности: работа, коледж, коллектив, отношения.
В это время снижается значимость протестов и отстаивания прав. Переосмысливается отношение к миру в целом, правилам, ценностям. К концу подросткового возраста уходит эгоцентризм, он учится вставать на позицию другого человека.
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ (18-24 года)
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.
В этом возрасте наблюдается кризис юности, идет самоопределение личности в семейной, личностной, профессиональной, религиозной сферах.
Сначала человек шел по пути того, чтобы отбросить и опротестовать то, что говорили родители, а сейчас вспоминает и возвращает то, что было в родительской семье: правила, трациции, ценности своей семьи, рода, гордится своей фамилией, именем, прадедушками, бабушками.
Возрастает значимость партнера. И критически важно, чтобы партнер ценил выбор, интересы, профессию, достижения.
Если человек учится или работает, то зачастую происходит единение в группы: "Мы студетны, молодежь, фанаты какой - то группы". Ищет единомышленников своего возраста, того, кто слушает такую же музыку . Старается не пропускать тусовки, даже если ему там не очень интересно и не нужно, но все равно пытается везде успеть и ничего не пропустить. Но к концу этого периода начинает уставать и испытывает состояние счастья, когда находится в одиночестве.
Также в этом возрасте происходит очень важный момент — сепарация. Отделение — очень важный момент не только для ребенка, но и для родителя. Если сепарация прошла успешно, то ребенок учится быть ответственным за свой выбор, жизнь, поступки, последствия.
Но важно, чтобы общение не закончилось полностью. Нужна поддержка семьи и ощущение корней.
Если сепарация произошла по линии конфликта, то это не будет способствовать развитию личности, так как он будет возвращаться к этой кризисной конфликтной ситуации снова и снова.
Важно, чтобы родители признали право делать выбор и совершать ошибки. Часто родители хотят прожить свою жизнь 5+ через жизнь ребенка и не позволяют совершать ошибки. А без ошибок он не сможет до конца принять ответственность за свою жизнь.
Если вы любите и уважаете своего ребенка, то важно признать за ним право на его собственные ошибки и дать ему их совершить.
В юношеском возрасте, как правило он уже живет будущим, стремится думать о глобальных планах, но упуская момент ценности настоящего "здесь и сейчас". Думает категориями 10-20-30-40 лет. Через несколько свиданий некоторые уже начинают планировать детей, их имена, в какой квартире будут жить и все время забегает вперед.
МОЛОДОСТЬ (30-40 лет)
К 27-30 годам подходит кризис молодости, причина которого в том, что человек сталкивается с ограниченностью времени. Он анализирует и думает о том, чего он в своей жизни не сделал и уже не сделает. Сравнивает себя с собой 18 летним, с ближайшим окружением, с родительскими ожиданиями и ожиданиями социума. В этот период он задумывается, как строить дальше свою жизнь... Часто его одолевает - то тревога, то скука или тоска.
Человек начинает пробовать себя в различных сферах: сдает на права, учит язык, осваивает новый спорт, старается везде успеть, чтобы убежать от кризиса, поэтому занимает себя 24 часа в сутки.
Часто тоска не уходит и могут появляться депрессивные состояния, приходится делать усилия, чтобы перестать распылять себя и сделать акцент на чем - то основном. В этот период важно понять и принять, что жизнь не бесконечна.
Это нормативный кризис, он очень необходим, чтобы пересмотреть свою жизнь и перейти на новый уровень. Кризис нужен, чтобы отделить главное от неглавного. Если был фокус на карьере, то теперь думает о семье, детях.
В этом возрасте проявляются страхи - собственная непривлекательность из-за возраста, понимание конечности жизни, боязнь что-то не успеть или не стать успешным в чем-то.
А когда человек хочет все везде успеть - это как правило приводит к неврозам, которые можно проработать с психологом. В результате терапии человек сможет принять ситуацию, отделить значимое и неважного, то есть приоритезирует. Обретение гармонии и баланса помогает преодолеть кризис.
В семейной жизни кризис партнеров может протекать не одновременно. Здесь важна эмоциональная включенность на вербальном уровне: “Я тебя слышу, вижу, понимаю, принимаю, готов искать компромисс, прийти к тебе на помощь”. Как правило очень полезно посещение семейного психолога.
КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ (40-50 лет)
Как правило, это период отделения детей от семьи. Поэтому человек пытается "закрепить" себя в будущих поколениях: передает свои знания, умения, навыки последующим поколениям.
На этом этапе ярко прослеживается эмоциональная усталость от жизни. Человек вроде бы делает то, что делал всегда, но вымотан сильнее, так как накапливается усталость от рутины и ежедневных одинаковых занятий.
Чтобы наиболее эффективно пережить этот этап, нужно вносить в жизнь элементы разнообразия и новизны:
1. Идти на работу по другой дороге;2. Встретить Новый Год по-другому;3. Позавтракать в выходные в другом месте.4. Находить себе сферы, не связанные с детьми, чтобы потом не было такого, что я всю жизнь посвятила только ему.5. Очень полезно перепрофилирование, дополнительное образование, учеба, новая профессия, другая сфера.6. Возможно, в молодости вы хотели быть скрипачом, но родители не поддержали. Сейчас самое время воплотить мечты в жизнь.
В этом возрасте хорошо систематизируется новая информация, так как накладывается на практику и жизненный опыт.
Мы стареем, когда перестаем удивляться. Если есть интерес к окружающему миру, то старости еще нет.
Так же в зрелом возрасте люди часто хотят поменять партнера, в котором уже все раздражает и они переносят причину дискомфорта с себя, а на других людей. Важно, чтобы партнер принимал и включаются в успехи своего партнера и гордился ими.
В детях люди видят неблагодарность и чувствуют обиду на то, что они не так относятся или не так заботятся. Обида может маскироваться в гиперопеку и тревогу. В основе подобного поведения лежит - страх одиночества, ненужности.
Норма, если человек живет планами на будущее, размышляет, что могут сделать здесь и сейчас, чтобы в будущем избежать каких-то проблем. Когда кризис протекает ярко, человек перестает строить планы на будущее.
Тест, который позволяет понять находится ли человек в серьезном кризисе. Попросите человека нарисовать на листке отрезок из трех частей: прошлое, настоящее и будущее.
Если будущее короткое или его вообще нет, то человек находится в кризисе, а возможно даже и в депрессии. Многие люди живут от пятницы до пятницы, от дачи до дачи.
Зрелый возраст чаще живет настоящим, но главное, чтобы не ограничивалось только этим. Важно, что было еще и будущее.
Вместе с психологом составьте мотивационный план, придумайте миссию и простройте стратегию на 40-50 лет вперед. Как результат работы с психологом произойдет положительное принятие себя, внешности, жизни, появятся психо-эмоциональные ресурсы силы и вдохновение, чтобы занять себя чем-то интересным и мотивирующим.
ПОЖИЛОЙ ВОЗРАСТ (65-75 лет)
В этом возрасте происходит освобождение от социальных ожиданий, стереотипов и карьерных амбиций.
Чтобы принять целостность своей жизни и свою идентичность, лучше не оценивать свою жизнь плюсами и минусами. Нет гарантии, что плюсов будет больше. И что тогда?
Нужно оценивать свою жизнь, как единственно уникально-возможную, среди 8 млрд. людей только одна такая. Ваши вводные данные уникальны, поэтому та жизнь, которая получилась - это единственно возможная для вас, другой и не должно было быть.
На этом отрезке жизни может быть кризис выхода на пенсию из-за смены социального статуса. Поэтому важно начать раннюю адаптацию и задуматься о том, что будет делать, когда выйдет на пенсию. Что будет делать, когда утром не надо идти на работу.?
Можно актуализировать значимые ранее действия, события, связи. Окружение может становиться меньше, так как остается мало людей, совпадающих по ценностям. Это в рамках нормы.
Семейная сфера может компенсироваться с помощью гипертрофированного внимания к внукам. Некоторые пожилые люди уходят в немощи и болезни. Их смысл жизни вокруг поддержания здоровья, функций, поэтому постоянное посещение больниц, ипохондрия.
Хоть и не все готовы создавать новые контакты, но можно попытаться сохранить себя, как личность и строить новые социальные отношения, вести деятельность, находить смыслы, хобби. Такие активные пожилые являются примером для других членов семьи.
В этом возрасте остается меньше источников, благодаря которым можно заслужить признание окружающих, поэтому применяют ретроспективное притязание: рассказывают какими они раньше были крутыми, важными, умелыми.
Активное слушание их рассказов, даже если вы это слышали сто раз, поможет им чувствовать свою ценность и нужность в этом мире.
Часто в разговоре с другими людьми гордятся, хвастаются и подчеркивают успехи детей и внуков.
Несмотря на физическую слабость, можно строить планы и чем-то себя занимать:
1. Систематизировать фотографии, чтобы передать поколению;2. Вязать, читать, писать книгу, мемуары;3. Очень помогает домашнее животное, внуки и все элементы, связанные с якорением в текущей жизни;
Пожилые воспринимают мир в свете, что им все должны: в семье, в поликлинике, транспорте. Отстаивание прав становится на первое место и в этом весь смысл жизни. Он готов положить на это всю оставшуюся жизнь. Не важно достижение результата, а важно быть в процессе.
Окружающие должны быть готовы к такому поведению и постараться их понять...
Вот такой экскурс в возрастную психологию получился. Надеюсь, что кому-то было полезно и познавательно. Делитесь этой статьей с дорогими и близкими людьми, с теми, чья жизнь, судьба и счастье вам небезразличны.
Астор статьи:
психолог, реалотерапевт, супервизор, аддиктолог Светлана Варфоломеева
контакты, моя философия и условия консультаций в моем профиле ЗДЕСЬ
Автор: Светлана Варфоломеева
Психолог, Супервизор, Реалотерапевт Аддиктолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru