Биография Иосифа Виссарионовича Сталина – это история псевдонимов. Много их было у вождя народов. Начиная с Кобы – по имени персонажа книги, и заканчивая Сталиным – псевдонимом, который стал официальной фамилией Иосифа Виссарионовича Джугашвили.
Впрочем, не заканчивая. В 50-х годах прошлого века – в конце своей жизни, Иосиф Сталин использовал еще один псевдоним, которым подписывался в бумагах, направляемых азиатским товарищам.
Да и в годы Великой Отечественной, если верить некоторым авторам, Сталин не всегда подписывался Сталиным, хотя в 40-х это уже была его официальная фамилия.
Вспомним несколько поздних псевдонимов вождя. А потом перейдем к тому самому «имени», которое начал использовать Иосиф Виссарионович в 50-х.
В годы Великой Отечественной и позже
Если верить Асхаду Шэуджену, Евгению Харитонову и Георгию Галкину, которые написали книгу «Вождь», в годы Великой Отечественной войны Иосиф Виссарионович подписывал секретные бумаги так: «Васильев».
Насколько это было необходимо – сложно сказать. Наверное, многие в стране знали, что Васильев – это Сталин. Ведь распоряжения выполняли и понимали меру ответственности. А мог ли какой-то неизвестный товарищ Васильев приказывать направо и налево? Конечно же, нет. Те, к кому Сталин обращался, знали, кто такой этот самый Васильев.
Относительно причин выбора именно этого псевдонима версии есть разные.
Наиболее распространенная – которую и изложили авторы вышеуказанной книги: Иосиф Виссарионович придумал сам себе новую фамилию в честь сына – Василия Иосифовича – человека с очень непростой судьбой. Но сейчас не об этом. Сын Василий, фамилия – Васильев. Вернее, псевдоним.
Юрий Галенович в книге «Сталин и Мао. Два вождя» пишет, что Иосиф Виссарионович, ведя переписку с иностранными коммунистическими лидерами: собственно, самим Мао, Тольятти и некоторыми другими, подписывался так: «Филиппов».
Сложно объяснить осторожность Иосифа Виссарионовича – опять же. Наверняка, можно было легко понять, что Филиппов – это Сталин. Так что конспирация была так себе.
Вряд ли Сталин переживал, что ему может что-то угрожать, и именно поэтому скрывался под очередной чужой фамилией.
Андрей Гречко в книге «История Второй мировой войны. 1939 – 1945» указывал, что одно время псевдоним «Филиппов» использовал военачальник Голиков. Вернее, не «Филиппов», а «Филипп».
Возможно, Иосиф Виссарионович позаимствовал псевдоним. Других объяснений у меня нет. Ни с каким Филиппом Иосиф Виссарионович связан не был.
Но это еще не всё. В конце своей жизни Сталин начал использовать псевдоним, который не был похож ни на один другой.
Предыстория
В 50-х годах прошлого века обострились отношения между Северной и Южной Кореями. И не просто обострились, а стали очень горячими. Начался в итоге вооруженный конфликт.
Когда ситуация обострилась, товарищ Ким Ир Сен обратился к послу Советского Союза в Корее товарищу Терентию Штыкову. Лидер корейских коммунистов задавал конкретный вопрос: «Может ли Советский Союз помочь, в случае чего, солдатами?».
Позиция Иосифа Виссарионовича Сталина по этому вопросу была однозначной. Он не хотел ввязываться в этот конфликт. По крайней мере, Сталин считал, что советские военнослужащие не должны сражаться в Корее. Обучать, подсказывать, консультировать – пожалуйста, но не воевать.
Но Штыков почему-то заверил Ким Ир Сена, что Советский Союз поможет во всём.
Иосиф Виссарионович узнал об этом и направил в Корею письмо, в котором попросил не забывать, что товарищ Штыков – всего лишь представитель Советского Союза в Корее. Причем именно представитель интересов СССР, а не Кореи. Это был не очень тонкий намек.
Самое интересное, что Сталин подписался именем «Фын Си». Почему? Это история умалчивает.
Псевдоним
Известно лишь, что и дальше Сталин в переписке с Ким Ир Сеном использовал этот псевдоним. А лидер корейских коммунистов отвечал Сталину тем же, обращаясь к нему: «Дорогой товарищ Фын Си».
При этом Сталин так же подписывался, обращаясь к другим азиатским коммунистам. Но вот в посланиях к китайцам он предпочитал использовать псевдоним, который указывался здесь: «Филиппов».
Складывается впечатление, что Иосиф Виссарионович очень любил называть себя разными именами. Возможно, это давало ему ощущение спокойствия. Не знаю.
Подписывайтесь на телеграмм-канал Загадки истории