Найти тему
Автобусы СССР Sovbus

ПАЗ-672А экскурсионный автобус, почти кабриолет)

Работа над проектом прогулочно-экскурсионного автобуса для курортных районов страны началась в четвертом квартале 1966 года параллельно с другими модификациями готовившегося к серии автобуса ПАЗ-672.

ПАЗ-672А. Фото из интернета.
ПАЗ-672А. Фото из интернета.

Первоначально его вели под обозначением ПАЗ-672Ю, но уже в начале следующего, 1967-го года этот индекс получил экспортный вариант ПАЗ-672 для стран с тропическим климатом.

ПАЗ-672Ю для стран с тропическим климатом. Фото из интернета.
ПАЗ-672Ю для стран с тропическим климатом. Фото из интернета.

Потом в некоторых источниках проскочило наименование ПАЗ-672УЮ (как кто-то в шутку высказался: «усеченный южный»), которое, естественно, не могло прижиться, так как в то же время начали готовить документацию на другой экспортный вариант – ПАЗ-672У, для стран с умеренным климатом. В итоге, вернулись к «оставшемуся без машины» индексу ПАЗ-672А. Но поскольку этим индексом ранее «владел» ПАЗ-672 опытный автобус на арочных шинах, то название чуть видоизменили и зарегистрировали автобус как ПАЗ-672А-экскурсионный.

 Есть поверье, что в одной семье нежелательно называть новорожденного именем недолго прожившего брата, чтобы не закладывать его судьбу в прокрустово ложе неизбежно короткого века... Видимо, такое случается и с автобусами. В истории ПАЗа целая группа обозначений, повторявшихся в более поздних разработках, так и осталась в числе опытных.
    Ранее автобусы типа «Рица» с открытым верхом приспосабливали для обслуживания туристов в Крыму и на Кавказе – автобусные экскурсии по живописным местам были очень популярны. Но специальных машин для этих целей не выпускали. Такие машины полукустарным способом на шасси ГАЗ-51 и позже ГАЗ-53А создавались на ремзаводах.

КАвЗ-651 "Рица". Фото из интернета.
КАвЗ-651 "Рица". Фото из интернета.

Кроме того, использовали уже готовые автобусы, срезая крышу и верхнюю часть боковин, чтобы обеспечить максимально больший обзор. Так поступали с автобусами ПАЗ-651, ПАЗ-672 и другими. Имеются даже фотографии подобных «моделей».

Спроектированная модель ПАЗ-672А отличалась от базовой отсутствием остекления боковин и задка, наличием раздвижной крыши для наилучшего обзора пассажиров.

Кроме обычных рабочих и стояночного тормоза, автобус имел дополнительный аварийный тормоз с механическим приводом на задние тормозные механизмы. Поскольку отопление не требовалось, радиатор разместили по обычной схеме перед двигателем, а освободившееся место оборудовали для гида. Само собой, автобус радиофицировали. Сиденья выполнили индивидуальными, с увеличенными по высоте спинками. Число мест для сидения составляло 28, максимально допустимое число пассажиров ограничивалось 32-мя. Остальные характеристики полностью совпадали с аналогичными у базовой модели ПАЗ-672.

Из газеты. Фото из интернета.
Из газеты. Фото из интернета.

Экскурсионный ПАЗ-672А разрабатывали по заданию Госкомитета по туризму. В 1967 году первую машину представили заказчику, получили "добро" на испытания, в марте 1968 года изготовили второй образец. В сентябре, после заводских испытаний, обе машины отправили на межведомственные госиспытания, в район Сочи.

В марте 1969 года госиспытания были завершены, и автобус рекомендовали в серию. Однако, экскурсионный ПАЗ-672А так и остался в двух экземплярах, повторив судьбу другого ПАЗ-672А - на арочных шинах.

Если кому-то интересно, у меня есть телеграмм канал про автобусы ПАЗ-672. Там же я буду выкладывать актуальную информацию по ремонту и восстановлению своего паз-672м. Присоединяйтесь! https://t.me/pazik672