В середине девяностых группа “Агата Кристи”, ведомая братьями Самойловыми собирала по стране все малые и большие залы и была на тот момент самой крутой группой русского рока. Мрачноватая энергетика их песен с тягучим звуком, впитывалась тогдашними подростками, вместе с пьянящим запахом свободы шальных девяностых в молодой демократической России. Где-то на Кавказе шла война, братва делила сферы влияния, а новоявленные хозяева жизни распиливали советское наследие и посреди всего этого буйства знакомые каждому до боли: ля-минор, соль-мажор до-мажор и ми-мажор – Я на тебе, как на войне, а на войне, как на тебе… Говорят, что машины времени нет, возможно, но с помощью музыки, я уверен, иногда можно совершить это маленькое путешествие.
Официальным днём рождения группы считается дата их первого выступления под названием “Агата Кристи” - 20 февраля 1988 года. Именно на этом концерте к группе присоединился Глеб Самойлов, заняв место бас гитариста. До этого Глеб участвовал в жизни группы лишь, как автор текстов и музыки к первому альбому группы “Второй фронт”, впрочем, который ребята считают нулевым. Тогда он выпущен не был, выпустят его только в 1997 году на волне популярности “Агаты”.
Итак, на сцену тогда в 20 февраля 1988 года под вывеской “Агата Кристи” вышли: Вадим Самойлов – вокал, гитара; Глеб Самойлов – бас, Александр Козлов – клавишные, Пётр Май – ударные. Вадим Самойлов и Александр Козлов являются отцами-основателями всего того, что мы знаем и слышали под вывеской “Агата Кристи”. Парни когда-то вместе учились в одном классе в городе Асбесте, вскоре вместе переехали в Свердловск. Именно они в середине восьмидесятых начали придумывать различные способы творческого воплощения своих идей.
Вадим Самойлов тогда числился студентом Уральского политехнического института на радиотехническом факультете, а Козлов был студентом Свердловского медицинского института. Однако ребята были заражены бациллой рок-музыки и бредили созданием собственной группы. Тем более, что в Свердловске восьмидесятых происходил настоящий рок-бум. Город буквально кипел рок-н-роллом. Надо ли говорить, что к тому моменту выходцы из Свердловска “Nautilus Pompilius” уже собирали полные залы по всему Союзу, поднимала голову прекрасная исполнительница Настя Полева до этого долгое время солирующая в группе “Трек”, начинали свои первые шаги на рок-поприще “Чайфы” ну и конечно же была ещё свежа в памяти легендарная свердловская группа, которая на долгие годы вперёд определила звучание всего свердловского рока это “Урфин Джюс” ведомый Пантыкиным и Белкиным. Влияние “Урфин Джюса” несомненно глубоко отразится и на начальном творчестве Агаты Кристи.
Однако законченный вид музыкальным поискам Козлова и Самойлова придал младший брат Вадима Глеб. Именно его тексты и музыкальное видение значительно обогатили композиционную палитру создающегося коллектива. Именно его приход стал последним кирпичиком в создании “Агаты Кристи”. Называние коллективу, по одной из легенд, придумал Александр Козлов, когда было отметено предложение Вадима Самойлова назвать группу Жак Ив Кусто, однако назвать группу чьим-то именем Козлову понравилась и он после некоторых раздумий выдал Агату Кристи, впрочем, Вадим считает, что Козлов выбрал именно Агату Кристи потому что начальные буквы, совпадали с инициалами самого Александра.
После записи альбома “Коварство и любовь” к молодой уральской группе начинает приходить первая популярность за пределами Свердловска. Команда выступает на различных союзных рок-фестивалях, “Агату Кристи” показывают в программе “Взгляд”, главному промоутеру советского рока тогда в стране. Песня “Viva Kalman!” Становится одним из основных хитов группы. В музыкальном плане “Агата Кристи” всё ещё скована цепями влияния “Урфин Джюса” и всего свердловского рока и пока что “Агата Кристи” едва отличима от других представителей музыкального мира свердловской рок-сцены. Однако начинающую группу так же замечает видный деятель тогдашней рок-культуры Артемий Троицкий: Молодые и бодрые, несущие заряд “Алисы” и настроение “Наутилуса”. Большая надежда Свердловска.
В 1990 году в группу на место ударника приходит Андрей Котов. С его приходом оформляется “золотой” состав группы, который просуществует практически до раскола коллектива. Записывается прекрасный альбом “Декаданс”, в котором братья Самойловы и Александр Козлов наконец-то выпутываются из цепких объятий рок-традиций свердловской школы. Однако альбом и в Свердловске и в целом был прохладно принят публикой и только начавшийся восход группы притормозился на несколько лет.
Этот кризис в группе совпал по времени с кризисом и в стране. Поэтому ребята с головой уходят в музыкальные поиски принципиально новой концепции и прорыв случился в 1993 году после выхода эпохального альбома “Позорная звезда”, который вознёс слегка позабытых уральских самородков на небывалые высоты уже российской рок-музыки. Именно начиная с этого альбома “Агата Кристи” имеет своё собственное узнаваемое лицо и звучание. Именно на “Позорной звезде” вышел нетленный хит группы “Как на войне”. С момента выхода альбома “Позорная звезда” “Агата” будет возноситься всё выше и выше пока не упрётся в один прекрасный момент в облака и не грохнется оттуда, разбившись на мельчайшие осколки.
Следом за “Позорной звездой” выходит невероятно коммерчески успешный альбом “Опиум”, который набит хитами по самое горлышко. Альбом “Опиум” – это, наверное, самый пик творчества группы. Параллельно с “Агатой Кристи” Вадим Самойлов сотрудничает с Вячеславом Бутусовым при записи альбома “Титаник” и с Настей Полевой. Тем временем Глеб Самойлов становится основным автором группы и исполнителем большей части материала. Братья Самойловы поочерёдно погружаются в пучину алко-наркотического угара. По словам Глеба Самойлова никто в группе морально не был готов к свалившейся на них популярности, что сказалось на всём творчестве того периода. С каждым последующим альбомом “Агата Кристи” становилась всё мрачнее и мрачнее, всё глубже и глубже братья погружались в пучину хаоса, уводя за собой и слушателей в глубины своего замутнённого сознания.
Альбом “Ураган” уже вышел на спаде, на выдохе, но также получил коммерческое и народное признание, а вот дальше дела у группы стали всё хуже и хуже. От альбома к альбому материал звучал всё тяжелее, а хитов становилось всё меньше. Плюс ко всему прочему на конец девяностых пришёлся бум рока-попса в стране, из всех щелей зазвучали: “Мумий тролль”, “Танцы минус”, “Земфира”, “Би-2”, “Сплин” и прочие клоуны, почему-то возомнившие, что они имеют какое-то отношение к русскому року. За всей этой разномастной волной “Агата Кристи” немного потерялась и её популярность к началу нулевых резко катилась вниз, назревал так же творческий кризис, в коллективе обострялись противоречия между братьями, перманентно пребывавшими в неадеквате.
1 марта 2001 года от атеросклероза сердца скончался клавишник группы Александр Козлов. Здесь, на этом месте истории группы, возможно, братьям Самойловым нужно было ставить жирную точку и разойтись, как в море корабли, но они этого не сделали, что, наверное, и было их ошибкой. Козлов был помимо того, что основателем и идейным вдохновителем коллектива с самого его начала он выступал буфером между братьями в их творческих и личностных разногласиях, он всегда выступал между ними третейским судьёй и в итоге именно он выносил решения по спорным вопросам. Именно голос Козлова являлся решающим. Так повелось с самого создания группы. Ну и ку тому же Козлов был прекрасным аранжировщиком и именно ему “Агата Кристи” во многом обязана своим фирменным звучанием. После смерти Александра братья оказались лицом к лицу со своими творческими проблемами. Больше за них никто ничего не решал, что в скором приведёт к разрушению коллектива и отношений между братьями.
Самойловы решили никого не брать на место Козлова и партии клавишных играл секвенсор. Тем не менее группе спустя время удалось встроиться в ряды новой волны российской рок-музыки под эгидой набравшего тогда силу “Нашего радио”. Выходит последний по-настоящему качественный альбом группы “Триллер. Часть первая”. Вторая так и не появилась. Братья Самойловы с каждым годом становятся друг от друга всё дальше и дальше. В 2008 году место на клавишах занимает Константин Бекрев и в том же году коллектив покидает Андрей Котов, много лет занимавший место за ударной установкой в “Агате Кристи”. На его место приходит Дмитрий Хакимов. В 2010 выходит последний альбом группы “Эпилог”, проходит помпезный прощальный тур, по сути уже сольного проекта Глеба Самойлова. Вскоре после завершения тура братьями будет объявлено о закрытии проекта “Агата Кристи”.
Чем дальше, тем отношения между братьями будут только портиться, пока дело не дойдёт до судебных исков и запретов на исполнения песен “Агаты Кристи” и взаимного обдавания калом и прочими весёлыми атрибутами людей, которые не поделили бабло. Глеб Самойлов обвиняет брата, что тот украл у него деньги и долгое время пока был директором коллектива обворовывал его. В ответ Вадим говорит, что никаких денег не было, а Глеб просто слишком глубоко погрузился в наркотический угар и бредит. Далее отношения братьев усугубились из-за расхождения в политических взглядах. Вадим активно поддерживает политику президента и с началом боевых действий на Донбассе неоднократно посещал и Донецк, и Луганск, а Глеб занял крайне противоположную позицию выступая на митингах оппозиции, являясь противником действующей власти и в частности её политики в отношении Украинских событий - будь то Крым или Донбасс. Сейчас братья практически не общаются. Каждый из них не оставляет попыток присвоить себе наследие легендарного коллектива.
Сольный проект Глеба Самойлова “the Matrixx” набрал популярность и какое-то время дистанцировался от истории “Агаты Кристи”. Вадим Самойлов своим сольным творчеством такими успехами похвастаться не мог. Сейчас же коллектив Глеба слегка забуксовал, и некоторые его участники ушли в другие коллективы и популярность немного сошла на нет, несмотря на то, что он активно стал использовать творческое наследие “Агаты Кристи”, как собственно и Вадим у которого сейчас дела обстоят чуть лучше за счёт того, что он выезжает на общественно гражданской повестке.
О воссоединение в будущем под вывеской “Агаты Кристи” братья высказываются по-разному. Глеб говорит, что они с Вадимом стали слишком разными людьми, чтобы что-то делать вместе. Вадим высказывается в том ключе что в жизни нет ничего невозможного. Впрочем, сейчас даже обобщив все успехи братьев на сольном поприще - это не сравнится и с сотой долей того насколько популярны они были в составе “Агаты Кристи”. Так что, возможно, когда финансовый кризис подожмёт братьев они всё-таки решат зарыть топор войны и дать несколько ностальгических концертов, как это уже бывало в 2015 году.
И вот возвращаясь из путешествия на машине времени я с горечью дослушиваю эти незамысловатые аккорды, которые не раз на раздолбанной гитаре брал в подъезде - Я на тебе, как на войне, а на войне, как на тебе… И горько от осознания того, что это уже далеко ушедшее назад прошлое, время которое никогда не вернуть вспять, никакими машинами времени. Впрочем, грусть эта светлая, потому что времена те, несмотря, на их сумятицу и жестокость были всё-таки светлыми, потому что это были времена моего детства.