На днях общалась с подругой, сама она дончанка, а живёт на два города: Дoнецк - Москва. Ехала с парнем в Крым через Мариуполь, Запорожскую и Херсонскую области. Ехали из Москвы. Интересно было послушать о её наблюдениях, да и в целом о чувствах, которые она испытала в пути. Я бы их назвала - щемящая боль и тоска.
"Когда мы проезжали все эти указатели, всё ещё на укрaинском, мне хотелось выть от того, что было внутри. Как жалко людей! Жалко страну, в которой мы жили. Ту, какой я её помню.
Мариуполь поверг меня в шок: с одной стороны - красивые новые кварталы, магазинчики, кофейни, а с другой ... там Ад. Столько выгоревших, разрушенных домов. Мне страшно представить, сколько людей в них пoгибло.
Когда мы вышли на заправке в Мелитополе, мне хотелось обнять и расцеловать ребят-заправщиков, продавцов в магазине. Они все такие вежливые, обходительные, приятные. Улыбаются. И так хотелось всем им сказать, что всё будет хорошо, что скоро всё закончится, а у меня ком в горле. Мы ведь тоже думали, что скоро всё закончится, и тоже через это проходили"
Приблизительно такой монолог изливался в мою телефонную трубку.
Глазами и сердцем она искала другую Укрaину, страну, в которой она родилась и росла. Но той страны больше нет, время и политики всё изменили.
События вокруг Лавры тому подтверждение.
"Я чувствовала трепет, когда ехала по короткой дороге в Крым. Боже, сколько лет прошло! Даже не верится, что это стало возможным"
Говорит, что на границе с Крымом большое скопление машин. Они простояли 4 часа в очереди. А я ещё не знаю, как буду ехать, если вообще буду. Большие автобусы идут через мост, по длинному маршруту, а микроавтобусы - по короткой дороге, которая может стать длинной за счёт очередей. Хотя, на наших границах ситуация с очередями становится только хуже, и это после ликвидации границы ДHР. Не понимаю с чем связана проблема.
А вот на счёт подруги ... Я думаю, что в ней говорит фантомная боль, когда болит то, чего уже нет. Нет страны из её памяти, из её детских и юношеских воспоминаний. И она уже к этому привыкла, но ... оказалась на той территории, где ещё сохранился след Укрaины. Как будто прикоснулась к прошлому.
Интересное наблюдение: мы успели пожить в СССР, потом в Укрaине, в ДНP, а теперь и в России. Четыре страны. Четыре паспорта.
Когда-то и я цеплялась за зыбкие воспоминания о моей Родине. Сложно было поверить, что Майдан изменил всё безвозвратно. Что к власти пришли люди, которые были готовы жертвовать людьми. И каждый новый день приносил разочарование.
Помню, как мама говорила:
"Как это мы больше не Укрaина? Как мы могли выйти из её состава? Это же никто не признает"
Я уже очень давно не была на Укрaине, кажется, что я вообще там не была. А подруга моя была, жила в Одессе, говорила, что там, как в Донeцке, комфортно, и всё же вернулась в Дoнецк несколько лет назад.
А николаевская подруга говорит, что Одесса уже не та, уже и там происходят столкновения на языковой почве. Всё не так и не то. Улицы, площади, районы в Одессе переименовали. Видимо, это как-то помогает жить лучше. А в Дoнецке, как были Киeвский район и Киeвский проспект, так и стоят себе под обстрелами, и слух не режут.
В безумие впасть легко, только вернуться в нормальную жизнь сложно.
Видимо, чёрные дни настали. Чёрные дни безумия.