Сегодня еду на автомобиле по улице Большевистской, и несмотря, что там недавно прошел так называемый ямочный ремонт по заплаточной технологии, рытвин все же хватает. Поэтому, скорость движения невысокая старательно объезжаю и вдруг вижу, что местами прорвалась булыжная мостовая.
Мостили булыжником эту улицу в конце 20-х годов, по такой же технологии был замощен почти весь Красный проспект. Вот уже сколько лет прошло, а до сих жив. И точно переживет не одно поколение асфальта,асфальтобетона и других современных покрытий.
Дорожные работы по подобной технологии в Новониколаевске начались в 1909 году. Первые булыжные мостовые были сделаны на улицах, которые сейчас называются Владимировская, Фабричная, Ленина. Городские улицы мостили камнем вплоть до начала 30-х годов 20-го века. Затем началась смена технологии – переход на асфальтобетон.
Из истории улицы:
В ноябре 1894 года в начале улицы появляется народная читальня, открытая инженером Г. М. Будаговым на собственные средства, в 1895 году по его ходатайству читальня была преобразована в библиотеку дешевых изданий. В январе 1895 года в этом же деревянном доме усилиями Будагова была открыта бесплатная школа для детей строителей железнодорожного моста через Обь. Самые ранние картографические данные о Большевистской улице — городские планы 1896 года. Первоначально улица называлась Трактовой, в 1912 году её переименовали в Будаговскую улицу (в честь Г. М. Будагова), в 1920 году — в Большевистскую.
А этот исторический артефакт я увидел как раз напротив штаб-квартиры КПРФ в Новосибирске. Хоть и красный флаг гордо развивается на фоне капиталистических новостроек, там как то все печально. Мега бюст Ильича какой весь грязный, ворота на электропроводе, окна немытые... Как хозяина там нет... Наверное ждут день рождения вождя мирового пролетариата, чтобы ударить всей пролетарской мощью по разгильдяйству, которое оставило на коммунистическом пятачке отступающая зима...
И пользуясь моментом посмотрел какие у меня в запасниках есть фотографии из прошлого Новосибирска связанные с этим местом, где я сегодня нашел брусчатку, напротив штаба КПРФ на улице Большевистской.
Вот как раз то место, где я обнаружил булыжную мостовую. Небольшой домик с синей пристройкой это какой-то небольшой магазинчик. Он есть на фото 1966 года, когда Новосибирск посетил генерал Де Голль и кортеж двигался по улице Большевистской.
На фото видна часть трамвайных путей. Давайте перейдем на другую сторону и посмотрим как выглядела улица Большевистская с трамвайными путями.
На фото полоса движения, где "Волга" ГАЗ-21 пропускает пешеходов идущих на трамвай, это современная часть улицы Большевистской от развязки у Автовокзала в сторону Речвокзала. Трамвайная линия была организована следующим образом: был поворот влево, на Коммунальный Мост, к улице Восход.
А прямые пути по Большевистской шли до перекрестка с улицей Днепрогэсовская (напротив выезд с ЖК "Европейский берег"). Там было трамвайное кольцо вокруг деревянного магазина, который в народе называли "Нижний". В начале 80-х трамвайные пути на Коммунальный мост и на улице Большевистская были демонтированы.
На фотографии 1956-1957 годов чтобы было понятно автомобиль "Победа" двигается в сторону Речного вокзала. Тополя слева - за ними территория набережной.
И в заключении фотография 1967 года, женщина переходит улицу Большевистскую с ребенком. На заднем плане железнодорожный мост, набережная и обратите внимание, в то время на тротуаре на улице Большевистская были размещены лавочки. Кстати, остановка общественного транспорта называлась "Водно-лыжная станция", рядом с остановкой находилась широкая лестница, которая вела к набережной и реке Обь.