Найти в Дзене

Первые самостоятельные работы Сандро: "Аллегория Силы" и картины на сюжет библейской легенды "Юдифь и Олоферн"

Продолжение повести "Сандро Боттичелли" - часть 11. Трибунал флорентинского торгового суда решил украсить спинки дубовых судейских кресел картинами. Работу эту поручили братьям Поллайоло. Но они были так загружены, что выполнение заказа затягивалось. Чтобы избежать неприятностей с заказчиками, Антонио Поллайоло обратился за помощью во вновь созданную мастерскую своего друга Сандро Боттичелли. Сюжетом судьи выбрали семь добродетелей – семь аллегорических женских фигур: Благоразумие, Умеренность, Сила, Правосудие, Вера, Надежда, Любовь. Рядом с уже выполненными картинами «Благоразумия» и «Умеренности» должна была находиться «Сила», за которую и взялся Сандро. Пьеро Поллайоло изобразил добродетели строгими, важными и, как показалось Сандро, несколько суховатыми и безжизненными. Едва он заикнулся об этом братьям Поллайоло, те с горячностью стали возражать неоперившемуся новоиспеченному хозяину самостоятельной мастерской: – Наши аллегории – это тебе не Геркулес, сражающийся с Гидрой! Ты хоч

Продолжение повести "Сандро Боттичелли" - часть 11.

Трибунал флорентинского торгового суда решил украсить спинки дубовых судейских кресел картинами. Работу эту поручили братьям Поллайоло. Но они были так загружены, что выполнение заказа затягивалось. Чтобы избежать неприятностей с заказчиками, Антонио Поллайоло обратился за помощью во вновь созданную мастерскую своего друга Сандро Боттичелли.

Сюжетом судьи выбрали семь добродетелей – семь аллегорических женских фигур: Благоразумие, Умеренность, Сила, Правосудие, Вера, Надежда, Любовь. Рядом с уже выполненными картинами «Благоразумия» и «Умеренности» должна была находиться «Сила», за которую и взялся Сандро.

Пьеро Поллайоло изобразил добродетели строгими, важными и, как показалось Сандро, несколько суховатыми и безжизненными. Едва он заикнулся об этом братьям Поллайоло, те с горячностью стали возражать неоперившемуся новоиспеченному хозяину самостоятельной мастерской:

– Наши аллегории – это тебе не Геркулес, сражающийся с Гидрой! Ты хочещь, чтобы у этих женщин был такой вид, будто они вот-вот пустятся в пляс или затеют драку? Это же добродетели, ты не забыл, надеемся?

– Что такое добродетели, я отлично усвоил со школьных лет, и помогала мне в этом линейка учителя, – возразил Сандро. – Но что-то не припомню, чтобы выглядели они столь унылыми с виду.

На том спор и оборвался. Свою героиню Сандро задумывал сделать такой, какой подсказывало ему собственное видение образа и воображенье. Теперь после получения задатка у него оказывалось уже два помощника – Филиппино и товарищ по учению у Липпи – Якопо дель Саллайо. Работали все трое с азартом, забывая обо всем на свете – первый заказ обязывал!

«Сила» – молодая изящная девушка – изображена она восседающей на богато украшенном троне. Но вся фигура ее выражает отнюдь не грубую мощь, а лишь уверенность в своей добродетели. Руки, закованные в броню, крепко держат тяжелый жезл – символ стойкости, мужества и веры в справедливость. И пусть лицо ее кротко и нежно, у любого посетителя суда не могло возникнуть и тени сомнения, что эта скромная девушка-флорентинка сумеет постоять за торжество правды, за наказанье бесчестья. 

"Аллегория Силы", около 1470, темпера, 167х87см. Галерея Уффици, Флоренция.
"Аллегория Силы", около 1470, темпера, 167х87см. Галерея Уффици, Флоренция.

«Сила» понравилась заказчикам. Один из членов суда тут же попросил Сандро сделать две небольшие картины для своего кабинета – в нем он принимал ответчиков и свидетелей. Сюжетом была выбрана библейская легенда «Юдифь и Олоферн». Молодая вдова Юдифь спасает родину от грозившего ей врага. Она проникает в лагерь противника, в шатер самого царя Олоферна. Очаровав царя своей красотой, Юдифь угощает его вином. Олоферн засыпает, она берет меч и убивает его. И наконец, момент высшего торжества героини: вернувшись в свой город, она показывает всем отрубленную голову Олоферна, восклицая при этом: «Мой народ спасен моею рукой».

Заказчик-судья пояснял живописцу:

– Я не хочу, чтобы эти картины пробуждали у тех, кто приходит ко мне за советом, чувства страха, а лишь сознание неотвратимости возмездия.

Сандро была близка такая трактовка сюжета и он заверил заказчика, что, безусловно, выполнит все его пожелания.

Однако, прежде чем приступить к работе, он долго и мучительно размышлял – ему безмерно нравилась бронзовая группа Донателло «Юдифь и Олоферн», особенно поражало лицо Юдифи – мрачное и трагическое. Но Сандро чувствовал: внимательный зритель понимает – скульптуру делал старик. Сандро был уверен, что если бы великий скульптор воплощал в бронзу историю Юдифи в молодости, эта женщина была бы иной – вдохновенной, сияющей, радостной! Такими были все герои молодого Донато – Георгий, Давид, они были молоды и прекрасны, как сам их создатель!

И такой видел Юдифь сам Сандро. Долг ее выполнен, враг уничтожен – торжественно ее возвращение домой! В правой руке девушки меч, а в левой … он даст ей в другую руку оливковую ветвь. Насилие ему ненавистно – символом подвига станет не меч, а ветвь мира. За Юдифью идет ее служанка и 

несет победный трофей – голову Олоферна. Юдифь чем-то похожа на «Силу», лицо ее столь же нежно и кротко, кажется, она поскорее хочет убрать из памяти образ врага, забыть о совершившемся убийстве.

"Возвращение Юдифи в Ветулию", 1470-1472, темпера, 31х24см. Галерея Уффици, Флоренция.
"Возвращение Юдифи в Ветулию", 1470-1472, темпера, 31х24см. Галерея Уффици, Флоренция.

На второй картине – окровавленное тело Олоферна, сподвижники жестокого царя сгрудились вокруг ложа, они потрясены – рухнули коварные их замыслы!

Увидев «Возвращение Юдифи», заказчик ее долго всматривался в картину, а затем с сомнением спросил:

– Хороша Юдифь, слов нет, но не будет ли она внушать лишь страх моим посетителям?

Когда же судье показали «Нахождение тела Олоферна», он перекрестился, но потом обрадовался:

– Вот это и вправду наведет ужас на приходящих ко мне ответчиков, ибо поймут они, наказание порока неизбежно!

"Нахождение тела Олоферна", около 1470, темпера, 31х25см. Галерея Уффици, Флоренция.
"Нахождение тела Олоферна", около 1470, темпера, 31х25см. Галерея Уффици, Флоренция.

Дело в том, что юный Филиппино, помогавший Сандро, не пожалел красной краски для изображения крови, льющейся из горла обезглавленного Олоферна.

Обе картины, как и «Сила», вызывали оживленное обсуждение в среде товарищей-художников.

– У твоих «Юдифи» и «Силы» лица Мадонн! – упрекал мастера старший Поллайоло.

– Юдифи и не замахнуться ее тяжеленным мечом, а не то, чтобы отрубить чью-то повинную голову! Она и цыпленка не зарежет, твоя кроткая Юдифь – повторял за братом Пьеро.

Но были и другие мнения:

– Нет, вы посмотрите внимательно, «Сила» кажется не картиной – рельефом – так осязаемы и скульптурны складки ее одежды! – хвалил Леонардо. – А сколь хорош пейзаж в «Юдифи»!

– Нет, Поллайоло, вы не правы! – поддерживал Сандро и Пьетро Ваннуччи. – Обе эти дамы не дадут себя в обиду!

Сандро не смущали разноречивые оценки. Споры означали одно – он ищет свой путь, не подражая и не копируя кого-либо. Это было всего важнее. Надо искать, быть постоянно в поиске!

Самостоятельные работы принесли признание: 18 октября 1472 года Сандро был принят в цех художников, и в книге членов общества св. Луки появилась запись: «Алессандро ди Мариано Филипепи – художник».

Продолжение повести "Сандро Боттичелли" следует...