Основою жизни на Руси всегда была деревня. Она хранила народную мораль, традиционные взгляды на мир, передавала из поколения в поколение традиции русского народа. Я родилась в 60-е годы прошлого века, и сейчас за 60 прошедших лет констатирую: патриархальная деревня, в том виде, в котором я ее застала «на заре» своей жизни, напрочь переменилась, утратила всю свою патриархальность. И грустно сознавать, что мы потеряли свою русскую деревню.
60-е годы прошлого века. В деревне колхоз или совхоз. Это неважно. Советская деревня кипит своей деятельностью. Но живёт и традиционная деревня. В каждой семье – хозяйство. Огород – это само собой, но еще кормилица-корова, обязательно куры, свиньи – только на лето и только в «конюшне» (так называлось место проживания любой скотины ).
Обочины дорог истоптаны копытами коров, которые ходят каждое утро и вечер на выпас и обратно. И поэтому запах особый на улице от коров и кур. Куры тоже гуляют без опаски на улице – возле дорог и на дороги выходят. Стадо деревенское – большое: коров, быков и телят – штук двести. Пасут 4-5 пастухов каждый день.
Каждую весну мужики ходят на «субботник» по починке и строительству ограждения в лесу. Место выпаса называется поскотина. Даже если корова или телёнок убредут в лес – никуда они не денутся. За поскотину не перепрыгнут.
Работать на корову надо много: конюшню построить, навоз убирать, воду ей вёдрами носить, сено заготавливать, доить утром и вечером, отёл принимать, на пастбище уводить и обратно приводить. Телёнок родится – его выпаивать, корову раздаивать.
Корова в доме – это главная еда. Это молоко, сметана, творог, простокваша, «красное»(топлёное) молоко, масло. Это основа рациона. И добавка к нему – овощи с огорода и мясо. Конечно, своё. Мясо телёнка или поросёнка. Хлеб в 60-е годы прошлого века дома почти не пекут. Разве только какие-нибудь очень древние старушки. Да и с мукой «напряжёнка». Не купишь её в деревенском магазине свободно и сколько угодно. А вот хлеб есть.
Сначала в советской деревне были пекарни маломеханизированные, там было много ручного труда. Но хлеб был потрясающий! Купишь буханку и половину можешь съесть, пока несёшь домой. Хлеб был тоже основной едой. Для нас, детей не исконно деревенских родителей, которые не держат хозяйство, молоко было роскошью (литр в день на семью) и тоже едой. Я в основном так и питалась – стакан молока и кусок хлеба.
В тех семьях, где держали хозяйство, по выходным были вкусные, жирные шаньги. Начинка из картофеля, щедро приправленная деревенской сметаной. Помню: моя мама готовила шаньги на кусках отрезанных ломтей хлеба, потому что не было муки. Их начинка была, конечно, попостнее.
Так вот, 60-е годы – это ещё патриархальная деревня. Это значит, что общественное мнение имеет очень большое значение. И общественного мнения боятся. В семьях тоже патриархат. Даже самый захудалый мужичонка знал, что в семье он хозяин. И в любом случае имеет право побивать (поучать) жену.
Пришедшая в деревню из города вместе со студентами мода стала разрушать традиционную мораль. Короткие платья «по самое не могу», стрижки «боб», а не длинные косы, а потом и брюки клёш от колена и клёш от бедра «плевали» на общественное мнение бабушек, осуждающих за это молодёжь. Но родителей ещё почитают и слушают во всём. А родителя, любя своих детей, только притворно осуждают фасоны одежды, а на самом деле гордятся, что их дети «вырвались» из патриархальных пут.
Конечно, очень строга мораль в отношении девичьего целомудрия. Такова она и в 70-е годы. А вот в 80-е уже не так строга. Да и в 60-70-е годы некоторые «рабы любви» беременели , не успев выйти замуж. Испытав на себе весь гнев проклинающих их ревнителей устоев, они всё же создавали прецедент, который, перебарывая кондовые путы вековой морали, становился обыденностью. И хотя в 60-80-е годы новость о «залетевшей» по глупости девчонке передавалась из уст в уста со злорадным восторгом приговора падшей женщине, в 90-е на это перестали обращать внимание. Скорее всего, потому, что не до этого было.
Жизнь деревни, события в жизни семей в патриархальной деревне всегда были в центре внимания всех и каждого. Женщины ходили друг к другу в гости и передавали новости из дома в дом. И это было нормальным явлением: обсудить жизнь другого человека. Обсуждение жизни деревенских людей – это как духовная пища для крестьянина.
И вот сейчас наша деревня совсем не та. Коров на всё село штук пять вряд ли наберётся. И мясо, и молоко люди покупают у фермеров или в магазинах. Промышленная революция дошла до русской деревни, и теперь мы не производим еду – мы её покупаем. Хотя стараемся покупать не абы что, а «экологически чистую продукцию».
Другая сторона – мы не интересуемся жизнью односельчан. Никто сейчас «не лезет» в жизнь другого. И мы тоже не знаем ничего о жизни соседей, как не знают горожане ничего о своих соседях по подъезду. Раньше нам, деревенским людям, было это непонятно, и такие отношения людей были нами не приняты, осуждаемы. Но сейчас мы живём так же.
«Хозяином в доме», как правило, является женщина. Переборо́в многовековую традицию, женщины забирают себе право принятия решений, делая это, конечно, не грубой физической силой, а тонкими психологическими манипуляциями. Почти все водят домашнее авто. А мужчин ценят, потому что физического труда все же в деревне много. И это хорошо.
Свежий воздух, физические упражнения (копка земли, колка дров, уборка снега и т.д.), свежие продукты, близость к природе сближают деревенскую жизнь с Эдемом. А подтверждением этому является тот факт, что раньше женщина была затюканным традиционной моралью существом, не имеющим право на собственный выбор, а теперь женщины нашего села могут позволить себе многочасовые ежедневные праздные прогулки, и никто им за это не попеняет, как было бы ранее.
Одно печалит: плохо это или хорошо, что позабываем мы традиционный деревенский труд. Навыки предков уходят безвозвратно. Свобода нас погубит или …?