Мы с вами остановились на том, что судья отклонил апелляцию и отправил Донована в зал суда к его подзащитному. Так что дальше в фильме идет судебный процесс над Рудольфом Абелем. Вообще реальный судебный процесс проходил в два этапа. Выбранная линия защиты оказалась верной. Во-первых, Донован взялся за Хейханена, радиста Абеля по прозвищу "Вик". Небольшая заметка из американской газеты, в которой описывается появление Хейханена в суде:
«На прошлой неделе толстый, усатый, 37-летний мужчина втиснул свое крупное тело в кресло для свидетелей в Бруклинском окружном суде США и медленно обвел глазами лица перед ним. Рейно Хейханен, выступая в качестве свидетеля обвинения, заявил суду, что приехал в США пять лет назад в качестве советского шпиона. Его босс? Хейханен ткнул пухлым пальцем в человека с ничего не выражающим птичьим лицом на скамье подсудимых, полковника Рудольфа Ивановича Абеля, 55 лет, живописца скромных талантов, который был схвачен ФБР летом прошлого года, и обвиняется в том, что он являлся русским шпионом № 1 в США».
Джеймс Донован, адвокат Абеля, обращаясь к присяжным, сказал:
"Оценивая показания этого свидетеля, постоянно задавайте себе вопрос: говорит он правду или ложь, причем, может быть, настолько серьезную ложь, что она может спасти его собственную шкуру. То, что он рассказывает, я полагаю, можно справедливо охарактеризовать как хорошо отрепетированную историю. За исключением "свидетельств", представленных самым жалким из свидетелей, который когда-либо выступал в суде, в деле нет никаких доказательств, о том, что подсудимым передавалась информация, затрагивающая национальную безопасность и секреты США. Таких доказательств в деле просто нет. Однако на основании "свидетельств" Хэйханена вам предлагают послать человека, возможно, на смерть…"
Мужественное, спокойное поведение Фишера, свидетельские показания о его моральном облике и образе жизни во время нахождения в США вызывали симпатии публики и журналистов. Характерен такой факт. На суде были зачитаны письма его жены и дочери, которые были изъяты при его аресте.
Он хранил их как самое дорогое, чем располагал в США в личном плане, они помогали переносить трудности нелегального положения и вселяли надежду на будущее. Сердечные письма характеризовали обвиняемого как преданного мужа и отца. Это вызвало волну уважения к личности советского разведчика, подчинившего свои личные интересы делу служения Родине.
Что касается Хэйханена, то американская публика смотрела на него как на предателя и морально разложившегося человека. В одном из документов, касающихся судебного процесса, отмечается:
«Хэйханен покинул место свидетеля, ответив на 220 вопросов. Он ушел как побитый, с низко опущенной головой, красный и потный. Сделав свое подлое дело, в дальнейшем он оказался никому не нужным. Спустя четыре года он погиб во время автомобильной катастрофы на Пенсильванском шоссе при невыясненных обстоятельствах».
Во-вторых, адвокат обратил внимание на отсутствие доказательств. Все шпионские устройства, найденные при обыске у его подзащитного, были косвенными доказательствами.
Да, что касается обыска, то это стало самым главным, самым сильным ходом Донована с технико-юридической точки зрения, который почти сработал. Дело в том, что все доказательства против Абеля, вещи, найденные при обыске, были получены незаконно. То есть использоваться в процессе они не могли. И это стало бы очень серьезной проблемой для федерального суда, который рассматривал это дело, если бы исход процесса не был предрешен заранее, так что судья отклонил апелляцию Донована. Переходим к фильму.
Рудольф Абель и Донован сидят в зале суда и разговаривает. Донован говорит, что начальство Рудольфа Абеля отказалось признавать его советским. На что Абель отвечает, что начальство не всегда бывает право, на то оно и начальство.
Да, советское правительство заявляло, что оно не занимается шпионской деятельностью на территории США, так же как и американское правительство тоже делало такие же заявления, что он не занимаются шпионской деятельность на территориях других стран. Кстати, когда над советской территорией был сбит самолет разведчик Пауэрса, американское правительство вообще устроило целое представление, но про это немного попозже.
Когда в зал суда заходит судья, зрителей переключают на американских школьников. После того как школьники произнесли клятву на верность американскому флагу им демонстрируют документальный фильм с кадрами ядерного взрыва. Комментатор в фильме рассказывает, что случается при ядерном взрыве.
Да , детишкам демонстрируется фильм 1952 года под названием "Пригнись и накройся", снятый по заказу Федерального правительства США. В одноимённом фильме утверждается, что ядерная война может начаться в любой момент, и все американцы должны быть к ней готовы. В съёмках принимали участие школьники Нью-Йорка.
Значимость фильма поставлена многими критиками под сомнение: звучали высказывания, что этот фильм просто запугивает американцев Советским Союзом, возгласы о «красной угрозе», высмеивались данные в ленте советы закрывать голову газетой, ложиться лицом в землю и т. п., так как всё это никак не может спасти от высокой температуры, радиации, осколков и обломков и т. д.
Ну а в фильме Спилберга, у детишек во время просмотра, появляются на глазах слезы.
Приходит значит Донован Домой, а там его сынишка в ванной уже во всю готовится к тому, что сейчас прилетит ядерная ракета запущенная злобными русскими. Ну да, было такое, действительно американских школьников пугали злобными русскими, которые хотят сбросить на США ядерные бомбы.
Например американский музыкант Боб Дилан, родившийся в 1941 году, в своих мемуарах вспоминает, как его и остальных его одноклассников в начале 50-х в школе заставляли учить правила поведения на случай атомной атаки "русских". Детей обучали опознавать специальные сигналы воздушной тревоги, которые будут звучать в случае нападения. Полагалось лечь на пол под парты и ждать конца бомбежки. Дилан вспоминает, что такие учения в его школе проходили не раз и не два.
Донован сына успокаивает, что ядерная бомба прямо сейчас не прилетит, так что ему не надо наполнять водой ванную с раковиной. Мальчик уже рассчитал, что сбрасывая бомбы на Америку, злобные красные будут целится в Эмпайр-стейт-билдинг но бомба разорвется на большой высоте и их дом окажется в зоне поражения.
Донован говорит сынишке, что никто не хочет сбрасывать на них бомбы. На что сынок говорит папочке, что бомбы хотят сбросить злобные русские, а тот русский которого Донован защищает, подготавливает все для тех, кто хочет сбросить на них бомбу. Донован говорит сыну, что Рудольф Абель здесь не для этого, к тому же он даже не русский, потому что родился в северной Англии.
Сын не понимает почему папа, защищает злобного русского, хоть коммунистом он не является. Папа сыну объясняет, что он защищает советского шпиона, потому что это его работа как адвоката.
В следующей сцене, Донован едет в метро на работу, на него с осуждением смотрят пассажиры в вагоне. Ну а тут у сценаристов возбудилось воображение, дело в том что никто Донована во время процесса и после, так открыто не осуждал, в дом его не стреляли как будет дальше показано в фильме, да было несколько гневных писем от называемых "патриотов", но на этом все и закончилось.
И сам судебный процесс над Рудольфом Абелем не показали, перешли сразу к вынесению обвинительного заключения. И да, как ми в реальности Донован в фильме процесс проиграл, присяжные признали Рудольфа Абеля виновным по всем пунктам обвинения.
В реальности, суд приговорил Рудольфа Абеля к тридцати годам тюремного заключения, единственное что Доновану удалось добиться, это отмены смертного приговора, в виде электрического стула. Тут же в фильме пока что судья говорит, что окончательный приговор будет оглашен 15 ноября.
В следующей сцене, Донован разговаривает со своим подзащитным. Адвокат успокаивает Абеля и говорит, что смертный приговор нельзя считать предрешённым. Абель спокойно и с достоинством говорит, что он нее боится смерти, хотя и хотел бы её избежать. Дальше Абель интересуется, разве не хотел бы Донован узнать, является-ли ли его подзащитный на самом деле шпионом.
Донован говорит, что это его не особенно и волнует, для него Рудольф Абель в первую очередь талантливый художник. Ага, Донована это так не волновало, что все время пока шел судебный процесс, он пытался перевербовать Рудольфа Абеля и склонить его к сотрудничеству.
Дальше Абель покуривая сигарету, рассказывает Доновану одну историю из своего прошлого, Дескать когда Уильям был ребенком, в дом к родителям ворвались бандиты, которые начали всех избивать, особенно сильно досталось другу его отца, которого бандиты били сильнее всех, но тот все время поднимался. Так вот, по словам Рудольфа, Донован похож на того несгибаемого человека.
Дальше Донован встречается с судьей в неформальной обстановке и просит снисхождения для своего клиента, дескать для США будет лучше если Абель останется жив, потому что в обозримом будущем, может случится так что американский шпион попадет в лапы к злобным советам и понадобится кто-то для обмена.
Ну вообще-то в реальности, такой вариант событий, рассматривал не один Донован, ЦРУ так же рассчитывало использовать Абеля в случае обмена, если не удастся его завербовать. Так как Абель отказался идти на сотрудничество, оставался только вариант обмена, поэтому советского шпиона и приговорили к тюремному заключению.
А по фильму выходит, что в том что Абель остался в живых, целиком заслуга Донована. Да судья оставляет слова Донована без ответа, потому что торопится на благотворительный вечер.
И вот наступает день вынесения окончательного приговора, судья приговаривает Рудольфа Абеля к тюремному заключению сроком на тридцать лет. В зале суда раздаются возмущённые крики с требова6неирем смертного приговора для советского разведчика. Тут тоже в основном выдумка сценаристов, ничего подобного насколько известно не было, потому что публика испытывала симпатию к Рудольфу Абелю. В фильме же под возбуждённые вопли толпы, Рудольфа Абеля выводят из зала суда.
Ну а на выходе из здания суда, Донована вместе с женой осаждает целая толпа журналистов, которым интересно, доволен ли адвокат вынесенным вердиктом. Донован заявляет журналистам, что тон хочет подать апелляцию.
В следующей сцене, Донован вместе Абелем сидят за столом и слушают по радиоприемнику музыку. Донован говорит своему подзащитному, что есть надежда на пересмотр дела. Абель советует Доновану быть осторожным.
Вечером, дочка Донована лежит на диване и смотрит телевизор, тут раздаются выстрелы, несколько пуль попадает в кресло. Кэрол Донован в ужасе кричит, в комнату забегают родители. Как я писал ранее, ничего подобного в реальности не было, ну видимо сценаристам нужно было показать Донована как героя одиночку, который пошел против системы, вот и придумали этот эпизод с выстрелами.
Остальные дети Донована тоже в ужасе. По вызову приехала полиция, один полицейский начинает наезжать на Донована, за то что тон защищал ужасного и злобного русского. Тут этой сценой нам дают понять, что Доновану не стоит даже надеется на защиту полиции.
У дома Донована собралась целая толпа, среди людей находятся и журналисты, раздаются злобные выкрики, ну ладно хоть в главного героя никто тухлые помидоры не кидает и на том спасибо..
Нас переносят на военную базу США, где пилотов инструктируют, что надо делать пилотам если придется покинуть самолет в воздухе. В этом случае, прежде чем выпрыгнуть из самолета, пилот должен привести в действие взрывное устройство, что бы обломки самолета не попали в руки к врагу.
Насколько известно, хоть такое устройство и было на самом деле, но летчики не прибегали к нему, потому что подозревали, что после активации устройства, взрыв последует незамедлительно, уничтожив их вместе с самолетом.
Инструктор советует пилотам, что бы не попасть в лапы к русским, разбиться вместе с самолетом, или использовать ампулу с ядом, если самолет был сбит далеко от границы.
Пока Донован находится в Вашингтоне и выступает с речью в защиту своего подзащитного, Френсис Пауэрс готовится к своему роковому вылету. Тут из фильма может сложится впечатление, что между процессом на Рудольфом Абелем и тем моментом как сбили самолет Пауэрса прошло совсем немого времени, хотя на самом деле прошло почти три года.
При этом, Пауэрс был самым опытным лётчиком в отряде. До прихода в ЦРУ он пилотировал F-84G Thunderjet. Имел самый большой налёт на U-2 и 27 раз вторгался в воздушное пространство других стран, в том числе 6 раз Советского Союза. А из фильма можно подумать, что это вообще первый вылет Пауэрса на самолете-разведчике.
Летит значит Пауэрс на территорией Советского Союза, делает снимки на камеры, тут бац, прилетают две ракеты, самолет начинает падать, Пауэрс нервно пытается выровнять самолет у него это не получается. Тогда Пауэрс хочет привести в действие взрывное устройство и выпрыгнуть из самолета, но тут колпак взрывается и пилота выкидывает из самолета.
Какое то время, Пауэрса тащит за самолетом на тросе, пока трос не отрывается и летчика не отбрасывает от падающего самолета. Мужественный Пауэрс пытался все время дотянуться до прибора самоуничтожения, но у него это не вышло. Дальше Пауэрс раскрывает парашют, вокруг него со свистом пролетают обломки. Ну а теперь посмотрим как было на самом деле.
Власти США предприняли новые попытки скрыть цель полёта. Так, НАСА выпустило подробный пресс-релиз, в котором утверждалось, что пилот из-за проблем с кислородом мог потерять сознание, а самолёт продолжал полёт с включённым автопилотом.
Для подкрепления легенды один из самолётов U-2 был срочно окрашен опознавательными знаками НАСА с вымышленным серийным номером и выставлен для средств массовой информации в Центре лётных исследований НАСА на базе ВВС Эдвардс 6 мая 1960 года. Советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота.
Да товарищи, американский пилот, дал показания, при этом добровольно, он рассказал все что было ему известно, при этом замечу, без применения мер физического воздействия, как нам покажут в фильме.
Тем временем в фильме, Рудольф Абель рисует, находясь в тюремной камере и слушает сообщение по радио о том, как над территорией Советского Союза, потерпел крушение метеорологический самолет НАСА, ну а пилот скорее всего погиб при крушении.
Следующим идет сообщение по радио, что американский конгресс, отклонил предложение Донована по Рудольфу Абелю. У Донована начались проблемы на работе, его избегает даже партнер по фирме, ему приходят тонны гневных писем, среди которых находится одно письмо из восточной Германии.
Донован приносит это письмо Рудольфу Абелю. Письмо адресованное Доновану, пришло от женщины, которая притворяется женой советского разведчика, но на самой деле ей не является. Рудольф Абель советует Доновану написать ответ.
Ну а дальше показывают суд на Френсисом Пауэрсом. В але суда повсюду висят красные флаги, переводчик стоит прямо над ухом и зачитывает приговор. Интересно вот зачем выдумывать, ведь суд над Паурсом был открытый и на нем присутствовали международные наблюдатели, в том числе была нем и пресса, есть даже фотографии с процесса.
Вот фотография из зала суда, где проходил судебный процесс на Пауэрсом, красивый зал с люстрами, никакого обилия красных флагов
При этом как нетрудно заметить, в ухо Пауэрса вставлен наушник, никакого переводчика стоящего над душой, да еще орущего прямо ему в уши.
Во время зачитывания приговора, зрителям не сообщают к какому сроку тюремного заключения приговорили Пауэрса. Так вот, исправим эту оплошность сценариста, на самом деле Пауэрса приговори на десять лет тюремного заключения, в то время как Абель получил тридцатку.
Еще во время судебного разбирательства в МИД СССР разрешили приехать в Москву родителям подсудимого, сестре, жене и ее матери.
В своих воспоминаниях Пауэрс так описывает свидание с родными и близкими перед отправкой в тюрьму (Владимирский централ):
"В комнате, куда меня ввели, уже находились мои мать, отец, сестра Джессика, Барбара и ее мать… Посреди комнаты стоял накрытый стол: бутерброды, икра, свежие фрукты, содовая вода, чай…"
Советская пенитенциарная система приготовила жене осужденного приятный сюрприз: после перевода Пауэрса в ИТЛ ей разрешалось поселиться рядом, чтобы посещать мужа. Кстати насколько известно, Пауэрс содержался в относительно комфортабельной камере, где даже были ковры.
Ну а дальше по фильму, Донован встречается Алленом Даллесом, который говорит, что этим письмом из восточной Германии, злобные русские прощупывают почву насчет обмена Рудольфа Абеля, на американского пилота.
А на этом я пока что закругляюсь, то что произошло дальше, разберем в следующий раз, так что, продолжение следует....