Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Парижская коммуна 2-5 апреля 1871 г.

Первые две недели противостояния Парижа и Версаля прошли относительно тихо. Настоящие крупные бои, которые уже можно характеризовать как гражданскую войну начались 2 апреля 1871 года.

В самом начале своего бегства в Версаль 18 марта правительство Тьера располагало всего 27 тысячами деморализованных солдат. Версальцы по-настоящему опасались решительного наступления 100 тысяч нацгвардейцев. Однако передышка, данная Тьеру Комитетом нацгвардии, выборы в Совет, провозглашение Коммуны 28 марта и прочие политические страсти, вскоре позволили правительству довести армию до 40 тысяч.

Далее было заключено соглашение с германцами, которые позволили довести численность войск до 80 тысяч. Позже, ближе к концу Коммуны и до 130 тысяч за счет отпущенных пленных.

Следует признать, что анархичная нацгвардия закапывала себя сама. Кстати, даже в этой фразе заметна главная проблема – отсутствие четкого централизованного командования. Вот и приходится вместо имен лидеров говорить «нацгвардия».

Так вот, национальные гвардейцы оставили без хозяина к западу от Парижа ключевой форт Мон-Валерьен, из которого можно держать под огнем запад столицы. Войска Тьера заняли форт уже 21 марта.

30 марта версальцы под командой генерала де Галифе заняли важную развязку Курбевуа (на карте это поселок на противоположном от Нёий берегу Сены). Именно здесь 2 апреля и произошло первое настоящее боестолкновение.

-2

Это бы воскресный день. Парижане беззаботно гуляли, что-то как всегда праздновали. Революционная эйфория еще не выветрилась. В предыдущий день Коммуна приняла декрет об уничтожении крупных окладов госчиновникам. Максимальный оклад установлен в 6 тысяч франков в год. Так же проведено решение о продолжении выплат семьям нацгвардейцев. И много еще чего благородного, но трудновыполнимого в условиях блокады столицы.

Итак, парижане гуляли и ликовали, как вдруг с запада донеслись орудийные выстрелы. Это версальцы сцепились с передовыми постами нацгвардейцев. Сами по себе эти военные действия большого значения не имели, кроме одного: «Они посмели!» Гражданская война началась.

Опьяненные революционной эйфорией массы потребовали немедленного похода на Версаль. Не более трезвые члены Коммуны решили возглавить этот поход. В ночь на 3 апреля организовались три колонны: колонна Флуранса двинулась на Рюэль (Рюэй), колонны Дюваля и Эда прямо на Версаль.

Коммунары не ожидали серьезного сопротивления. В их рядах господствовала уверенность, что армия за республику, а значит и за Коммуну. «Когда солдаты встретятся с нами, начнется братание». Ход боев 3-4 апреля показал необоснованность коммунарского оптимизма. Версальцы устроили национальной гвардии кровавую баню.

Первой под раздачу попала колонна Флуранса, обстрелянная артиллерией форта Мон-Валерьен. Опешившие коммунары вскоре бежали. Их командир попал в плен. И был убит офицером жандармерии в Рюэле.

Колонна Эда напоролась на линию обороны версальцев и благоразумно отшшла на исходные позиции. А вот Дюваль повел решительную атаку прямо на Версаль. За неимением должного количества артиллерии и организации отряда атака была обречена на провал. Колонна 4 апреля была окружена и рассеяна.

Сам Дюваль с ближайшими офицерами попал в плен. Версальцы, недолго думая, расстреляли его и двух других офицеров штаба. Кроме них, было расстреляно неустановленное количество рядовых нацгвардейцев. Армия оказалась отнюдь не за Коммуну.

Постановка версальцами якобы расстрела коммунарами заложников.
Постановка версальцами якобы расстрела коммунарами заложников.

Чем ответил Париж?

Во-первых, 2 апреля Коммуна приняла декрет о придании суду Тьера и пяти членов его правительства. Впрочем, прежде чем судить, подсудимых еще следовало взять.

Во-вторых, в ответ на расстрелы коммунаров 3-4 апреля Коммуна приняла декрет о заложниках. Суть его сводится к следующему. Всякое лицо, уличенное в сообщничестве с версальским правительством, подлежит задержанию. В ответ на казнь коммунаров Коммуна жребием отбирает из числа задержанных тройное число подлежащих немедленному расстрелу.

Дальше как? Замахнулся – бей. Коммуна же ограничилась полумерами. Действительно скоро было задержано несколько сотен человек. Но ни один из них не попал в расстрельные списки. Да и списков таких коммунары не решились создать.

Тем не менее сам декрет много повредил Коммуне. Правительство Тьера использовало его как орудие пропаганды. Дескать, Коммуну возглавляют варвары и разбойники, развязавшие в столице настоящий террор.

Надо заметить, что позже, перед самым падением Коммуны, коммунары действительно расстреляли несколько десятков заложников. Но это уже выглядело не как революционная мера, а как запоздалая бессильная месть.

С другой стороны, поражение 3-4 апреля немного отрезвило Коммуну. Совет наконец занялся упорядочиванием военного командования, укреплением порядка и дисциплины.

Комендантом укрепленного района Парижа и западным участком фронта назначен поляк Ярослав Домбровский. Другой поляк Валерий Врублевский возглавил южный участок фронта. К северу и востоку от Парижа стояли германские войска, которые не брались Коммуной в расчет.

Общее командование обороной Парижа 4 апреля возложено на военного делегата Коммуны Густава Клюзере.

----------

Все материалы о Парижской Коммуне:

Парижская коммуна 18 марта

Парижская коммуна 28 марта

Парижская коммуна 2-5 апреля

Парижская коммуна 5-8 апреля

Парижская коммуна 9-11 апреля

Парижская коммуна 12-19 апреля

Парижская коммуна 20-25 апреля

Парижская коммуна 26 апреля - 2 мая

Парижская коммуна 3-10 мая

Парижская коммуна 11-15 мая