Найти тему
Окно в Россию

Как американцы обменяли пепси-колу на советское игристое Nazdorovya и водку «Столичная»

У русских нет тоста «На здоровье!», тиражируемого Голливудом, но это не помешало СССР экспортировать на Запад игристое вино с таким названием.

МАРИЯ БУНИНА

Russia Beyond (Н. Архангельский/Sputnik; Абрау-Дюрсо)
Russia Beyond (Н. Архангельский/Sputnik; Абрау-Дюрсо)

В роскошном отеле St. Regis в центре Манхэттена богатые и уважаемые американцы собрались на презентацию русского игристого вина из Абрау-Дюрсо под маркой Nazdorovya. На такое неожиданное мероприятие в разгар холодной войны в 1975 году их пригласил глава компании PepsiCo Дональд Кендалл. Дегустация советских игристых вин должна была способствовать «лучшему взаимопониманию» и «снижению напряженности» в отношениях между США и СССР. Но, естественно, за этим стоял и немалый коммерческий интерес.

Никита Хрущев пробует пепси-колу на Американской национальной выставке в Москве в 1959 году. Legion Media
Никита Хрущев пробует пепси-колу на Американской национальной выставке в Москве в 1959 году. Legion Media

В 1971 году Дональд Кендалл во время визита в СССР договорился с руководством страны о поставках продукции PepsiCo в Советский Союз. Так пепси-кола стала первым западным лимонадом, который поступил в официальную продажу в стране. Взамен PepsiCo должна была заняться импортом и распространением в США водки «Столичная» и игристого вина под маркой Nazdorovya.

Алексей Косыгин, председатель Совета министров СССР, договорился об обмене газировки на водку по формуле «литр на литр». Правда, в результате он обернул все так, что водка считалась как готовый продукт, а газировка – в виде концентрата. Таким образом, в итоге формула была 1 к 17. И не в пользу американцев.

Глава американской компании PepsiCo Дональд Кендалл (в центре) подписывает соглашение об открытии цеха по розливу газировки в Новороссийске. 1973 г. Дмитрий Козлов/Sputnik
Глава американской компании PepsiCo Дональд Кендалл (в центре) подписывает соглашение об открытии цеха по розливу газировки в Новороссийске. 1973 г. Дмитрий Козлов/Sputnik

В 1973–1981 годах в США было отгружено 1,9 млн декалитров водки «Столичная» на сумму 25 млн долларов. При этом напитка «Пепси-кола» за тот же период было выработано 32,3 млн декалитров и от его продажи выручено 303,3 млн рублей (с учетом валютного курса – на 139,3 млн рублей больше). При этом деньги за пепси-колу американцы не получали – только выручку за реализованные в США советские алкогольные напитки.

Журнал Texas Monthly. 1977 г. Общественное достояние
Журнал Texas Monthly. 1977 г. Общественное достояние

Можно предположить, что объемы поставок вина из СССР были более скромными, чем водки. Тем не менее с 1974 года советское игристое вино Nazdorovya продавалось в нескольких магазинах в США.

Название бренда Nazdorovya появилось у игристого вина из СССР не случайно. Оно родилось от измененного «Na zdorovie!» – тоста, который звучит во всех американских фильмах, где появляется русский след или водка.

Для Америки импорт игристого в те времена не был чем-то удивительным. Его закупали в Югославии, Южной Африке и Австралии.

Журналист Фрэнк Дж. Прайл в своей статье The New York Times в 1975 году описывал экстра-брют Nazdorovya как «сухое и хорошо сбалансированное вино», а брют Nazdorovya как «более золотое по цвету, с легким сладким послевкусием в конце».

Бутылки с шампанским Nazdorovya. Абрау-Дюрсо
Бутылки с шампанским Nazdorovya. Абрау-Дюрсо

Эти игристые вина производились в Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае из местного винограда. Виноделы использовали сорта Пино Нуар и Пино Шардоне. Как того и требовала классическая технология производства шампанского, вино выдерживалось в течение трех лет. СССР поставлял игристое вино под брендом Nazdorovya также в Бельгию, Бразилию, Италию, Канаду, Мексику и страны Восточной Европы.

В Америке бутылка экстра-брюта стоила 13 долларов, а брют – 9,95 доллара. По цене это было близко к стоимости бутылки невинтажного французского шампанского Moet & Chandon (10 долларов) и было дороже, чем премиальное игристое вино из Калифорнии.

Пивоваренный завод «Новороссийский». Линия производства пепси-колы. 1974 г. Н. Архангельский/Sputnik
Пивоваренный завод «Новороссийский». Линия производства пепси-колы. 1974 г. Н. Архангельский/Sputnik

В 1979-м советско-американские отношения пережили новый кризис после ввода советских войск в Афганистан, спрос на советские напитки падал. В конце 1980-х, перед развалом СССР, американцы переориентировали бартер на закупку советской военной техники.

Подписывайтесь на нас в Telegram, VK, Одноклассниках

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: Какие промышленные консервы делали в царской России?