В марте США в очередной раз расширили санкционный пакет в отношении Белоруссии. Ограничительные меры применены к крупным государственным предприятиям, чиновникам и самолёту, на котором летает Александр Лукашенко.
Минфин США в сообщении о новых санкциях перечислил фамилии белорусских физлиц. Среди них – члены Центризбиркома, в числе которых, например, как лидер белорусских «официальных коммунистов» из пропрезидентской компартии Игорь Карпенко, так и его идейный оппонент Денис Дук – ректор Могилёвского госуниверситета.
Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) в обосновании применения к официальному Минску новых ограничительных мер сообщило: таким образом дан «ответ на продолжающиеся жестокие репрессии против продемократического движения и гражданского общества в связи с мошенническими президентскими выборами в августе 2020 года. Эти действия также подчеркивают готовность Соединенных Штатов призвать режим в Минске к ответу за его соучастие в продолжающейся необоснованной избирательной войне Российской Федерации против Украины».
Вашингтон недвусмысленно выразил два тезиса в отношении далёкой от него Белоруссии. Во-первых, предложение А. Лукашенко «перевернуть страницу» 2020 года остается для США пустым звуком. В ответ на объявленную КГБ Белоруссии «зачистку» белорусских госпредприятий от отбывших наказание за участие в массовых протестах 2020 года под заокеанские санкции попадают и будут попадать директора таких предприятий и сами предприятия. Во-вторых, Белоруссия неизменно рассматривается в единой связке с Россией как её союзница по СВО на Украине.
Санкции расширены за счёт «Белорусского автомобильного завода» (БелАЗ) – одного из крупнейших производителей большегрузных самосвалов в мире. Трудовой коллектив созданного в СССР уникального предприятия-«тысячника» активно участвовал в протестном движении 2020 года. Митинговавшие рабочие требовали прекратить уличный террор переодетыми в штатское силовиками, освободить подвергнутых произвольным задержаниям жителей города.
Такие же требования выдвинули и рабочие «Минского автомобильного завода» (МАЗ), поддержавшие товарищей из провинциального Жодино. После подавления протестного движения замеченных в антиправительственных выступлениях уволили. Ныне кандидаты на огромное количество вакансий отсеиваются на основании базы данных, содержащей записи об участниках протестов.
В этом контексте понятно, почему под расширение санкций США попали БелАЗ, МАЗ и их директора – Сергей Никифорович и Валерий Иванкович. Что касается роскошного авиалайнера, то в Минфине США пояснили решение так: «EW-001PA – Boeing737, принадлежащий правительству Беларуси и используемый в качестве президентского самолета для находящегося под санкциями США лидера Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко. Лукашенко имеет эксклюзивный доступ к EW-001PA и другим роскошным самолетам и использует их для личных поездок. Более того, Лукашенко использовал EW-001PA со своей семьей и другими членами своего окружения для международных поездок».
Последствия этих санкций, несмотря на широкий резонанс с комментариями официальных лиц, выглядят смехотворно. Прежде всего требования соблюдать санкции касаются граждан и организаций США, которым запрещено вести бизнес с фигурантами санкционных списков. Минфин привёл дежурную формулировку о «блокировке» всей собственности фигурантов санкционных списков на территории США.
Особенность ситуации в том, что ни у директоров МАЗа и БелАЗа, ни у членов ЦИК не выявлено ни счетов, ни недвижимости на территории США. Похоже, что и другие работники указанных госпредприятий тоже адекватны и совсем не похожи на коллег, например, с Украины.
Экспорт белорусских грузовиков в США официальная статистика не отражает. Единственный ущерб для МАЗа и БелАЗа от новых санкций – затруднения в торговле с третьими странами. Дело в том, что финансовые и консалтинговые услуги белорусским заводам и правительству оказывали американские банки и другие юрлица. Сделки касались промежуточного импорта из США и поставок белорусской техники куда угодно, но не на рынок прямых и мощных конкурентов.
МИД Белоруссии отреагировал на инфоповод «абсолютно незаконных и безосновательных санкций» США комментарием российскому информагентству, в котором сказано: «Как показывает реальная жизнь, любые попытки экономически изолировать и удушить нашу страну изначально обречены на провал. Республика Беларусь была, есть и будет суверенным государством, проводящим независимую внешнюю политику».
Спустя несколько дней это же министерство опубликовало комментарий «о размещении тактического ядерного оружия России на территории Белоруссии». Его тоже правомерно считать ответом официального Минска, в том числе и Вашингтону, на его санкции в отношении Белоруссии в одном пакете с Мьянмой (Бирмой).
Председатель правительства РБ Роман Головченко в связи с этим заявил: «В ответ на западные санкции мы выработали скоординированные меры стратегического значения, направленные прежде всего на укрепление потенциала Белоруссии и России, а также дальнейшее развитие Союзного государства. Среди них – принципиальное решение о расчетах в российских рублях, утверждение формы ценообразования на энергоносители, согласование перспективных импортозамещающих проектов, подписание ряда фундаментальных соглашений, в том числе о перевалке нефтепродуктов и внешнеторговых грузов, судоходстве, сотрудничестве в области микроэлектроники».
Р. Головченко и ранее комментировал пакеты западных санкций. В июне 2021 года он заявил: «Цена санкций финансовых, которые накладываются на экономику страны, составляют порядка 1,7 процентных пункта ВВП. Торговых санкций - 0,7 процентных пункта. Вместе, если взять торговые и финансовые санкции, то максимальный объем ущерба, который был подсчитан, составляет 2,9% ВВП». Ущерб от них в декабре 2021 года А. Лукашенко называл «мизерным» и недостойным даже подсчёта.
В 2022 году западные санкции были расширены, и, как заверяют в Вашингтоне и Брюсселе, потенциал таких мер далеко не исчерпан. В марте нынешнего года Р. Головченко прямо связал влияние западных санкций с падением ВВП Белоруссии, которое он охарактеризовал как «проседание» (на 4,7% по итогам 2022 года). В эфире государственного телевидения он заявил о прямом влиянии западных санкций на 25% экономики Белоруссии при наличии также влияния косвенного.
Учитывая интегрированность Белоруссии в евразийские структуры, нетрудно найти ответ на вопрос о природе устойчивости экономики постсоветской республики. Главную помощь оказывает Россия, на которую приходится львиная доля белорусского экспорта, в частности машиностроения. Москва также помогает союзнику с экспортом в обход западных санкций.
А. Лукашенко от санкций в отношении него персонально и его самолёта, очевидно, ни холодно и не жарко. Проблемы ощущают субъекты хозяйствования, но не все и не настолько серьёзные, чтобы иметь основания для заявлений о «разорванной в клочья экономике».
Действительно, ВВП Белоруссии сокращён в том числе и из-за ограничительных мер США, ЕС и их сателлитов. Например, упомянутый жодинский БелАЗ вынужден был перейти на российские моторы вместо американских, на российскую сталь для кузовов вместо шведской и т. д. Однако главные причины экономических проблем и производных от них социальных всё же имеют сугубо белорусскую природу. Западные санкции лишь усугубляют их, а евразийская интеграция минимизирует ущерб от них.
Благодаря механизмам Союзного государства, ЕАЭС и ШОС, в Белоруссии нет острого дефицита. Пресловутый «параллельный импорт» отражается на разгоне инфляции, но её в стране усмиряют административно. В ассортименте продуктовых магазинов по-прежнему присутствуют и норвежская сёмга, и итальянские макароны, и немецкий шоколад. Кинотеатры демонстрируют пиратские копии западных фильмов, госорганизации откровенно используют пиратское ПО.
Запад исчерпал возможности давления на Белоруссию. Каждый новый пакет санкций подтверждает такой вывод.
Оригинал статьи размещен здесь