Ежегодно 2 апреля отмечается День единения народов Беларуси и России. Именно в этот день в 1996 году президенты двух государств подписали договор «Об образовании Сообщества России и Беларуси». Факт подписания положил начало процессу взаимной интеграции стран.
Необходимо отметить, что вокруг интеграционных процессов внутри Союзного государства идет множество различных дискуссий. В большей мере эти дискуссии навязываются нашим народам, так называемой «белорусской демократической оппозицией», а фактически пятой колонной, и ее зарубежными кураторами.
Естественно-исторический процесс в данном вопросе имеет огромное значение. Истоки интеграции Беларуси и России имеют корни в глубине истории. И рассматривая этот аспект следует отметить, что с подачи западных политических мафиози беглое змагарье и затаившиеся бчбесы прибегают к манипуляциям нашим историческим прошлым.
Долгое время история Российской империи, а затем и Советского Союза воспринималась как общая история единого государства. Поэтому исторические описания Киевской Руси, кавказских и среднеазиатских республик воспринимались как части единой истории России.
Однако после распада Советского Союза и образования ряда независимых, суверенных государств, возникла необходимость делить не только территории, но и историческое прошлое, подвергая его соответствующей интерпретации. Не составляет исключения в этом плане и история Беларуси. В данном контексте следует обсудить две концепции в историографии: концепцию триединого общерусского народа и местечковую концепцию (исповедуется и пропагандируется белорусской националистической оппозицией).
Первая концепция основана на исторических фактах, обоснованно рассматривает белорусов как одну из ветвей триединого общерусского народа — совокупности жителей исторической Руси, указывает на братские узы белорусов, русских и украинцев.
Авторы «новых» историографий, соответственно, стараются бросить тень на все историческое прошлое России, заботясь совсем не о восстановлении исторической правды. Они выискивают «особенные черты» этнического белоруса-литвина, и восхваляют период нахождения белорусских земель в составе Речи Посполитой, когда поляками в течение почти двух столетий вытравливались у «тутэйшага» населения язык, культура и обычаи.
Тем не менее, рассматривая исторический аспект интеграционных процессов, представителям секты «свидетелей новой Беларуси» в очередной раз напомню об общих исторических корнях белорусского и русского народов, о том, что термины «Русь», «Русская земля» не являются исключительно названием земель европейской части современной Российской Федерации, но и являются общим историческим наследием и ценностью белорусов, украинцев и русских — всех Восточных славян.
При этом нам не стоит отрицать и некоторых особенностей в развитии самостоятельных западнорусских княжеств, связанных с территориальными и экономическими особенностями.
Древних славян объединяли как общие черты характера (по темпераменту восточные славяне отличались сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью, гостеприимством к чужестранцам), так и язык, языческое многобожие и религиозные обряды, основные занятия, стиль жизни, законы. Особой раздробленности у славян не было.
Расселение восточных славян происходило в 1 тысячелетии н. э. на фоне «Великого переселения народов», крушения античной цивилизации, изживания рабовладельческого строя и становления государственности современных европейских народов. Во II–IV вв. движение на юг германских племен привело к обособлению западных и восточных славян.
На территории Восточной Европы расселились племена Кривичи, Полочане, Дреговичи, Радимичи, Древляне, Поляне, Словене ильменские, Вятичи и др.
Всех Восточных славян объединяет схожий образ жизни, общественный и социальный строй, похожая культура и язык, религиозные обряды и т.д.
Но рассматривая более чем тысячелетнюю историю Руси нельзя не видеть и особенностей развития восточнославянских племенных групп и государств.
В результате ассимиляции балтских и западно-финских племен славянами сформировались племенные союзы Кривичей, Дреговичей и Радимичей, впоследствии давших начало белорусскому народу. Ассимиляция фино-угорских племен и появление на европейской части территории современной России племенных союзов Словене ильменских, Вятичей и Кривичей привело к формированию русского народа. А древляне, поляне и др. дали начало украинскому народу.
Далее происходит сложный процесс создания Древнерусского государства, представлявшего своего рода конфедерацию независимых княжеств, что совсем не мешает говорить о единой культуре и истории. Самые сильные среди них три самостоятельных княжества: Новгородское, Киевское и Полоцкое. При этом появляется термин, который стал общим обозначением всех восточнославянских земель — «Русь», «Русская земля», объединявший собой самостоятельные княжества: Киевская Русь, Новгородская Русь, Полоцкая Русь, Смоленская Русь, а затем и Владимирская Русь, Московская Русь и т. д.
Средневековая история «Русских земель» также говорит о тесной связи восточнославянских народов. Общественно-политические и социально-экономические процессы привели к тому, что на базе формировавшихся белорусского, русского, украинского и литовского народов было создано полиэтническое государство — Великое княжество Литовское (ВКЛ). Славяне занимали приблизительно 11/12 территории ВКЛ и составляли около 80 % население страны. Литовцы в этом государстве являлись этническим меньшинством. ВКЛ охватывало территории современной Беларуси, большей части Украины и часть России (Смоленскую, Тульскую, Орловскую и часть Московской областей).
Политические процессы и централизация власти восточнее (Московская, Владимирская, Тверская, Суздальская, Новгородская земли) привели к тому, что еще одним, вторым, центром «Русских земель» стало Московское княжество.
Соперничество ВКЛ с Московским княжеством за первенство на восточнославянских землях никак не отрицает братской связи восточнославянских народов. В конечном итоге, все судьбоносные моменты истории белорусы, русские и украинцы были вместе! Так, например, несмотря на соперничество, часть знати Великого княжества Литовского участвовала в Куликовской битве (1380) на стороне Московского княжества.
При этом существование двух основных государственных образований на территории исторической Руси способствовало появлению особенностей в их развитии и формированию нескольких восточнославянских народностей: белорусской, русской, украинской. Данный процесс, начавшийся во второй половине XIV века, не был одномоментным, а растянулся на несколько веков.
Рассматривая дальнейшую историю «Русских земель» следует отметить, что союз ВКЛ с Польской короной и образование Речи Посполитой привели к упадку культуры, языка и традиций восточных славян на землях ВКЛ. Польская знать планомерно проводила политику полонизации и вытравливала все, что связывало «крэсы ўсходнія» с «Русью». Таким образом, двухсотлетнее нахождение белорусских земель в составе Речи Посполитой является, пожалуй, самой печальной страницей в истории Беларуси. К моменту разделов Речи Посполитой от белорусской культуры не осталось ровным счетом ничего. Если бы Речь Посполитая не была ликвидирована, то о белорусах столетия спустя напоминали бы лишь музейные экспонаты. Такая участь постигла, к примеру, германизованных полабских славян.
Вхождение белорусских земель в состав Российской империи имело прогрессивное значение, оно спасло белорусский народ от полонизации. Это историческое событие вновь сблизило братские белорусский и русский народы.
После Великой Октябрьской социалистической революции белорусский народ занял свое достойное место в равноправном союзе братских народов и добился величайших трудовых, военных и социальных побед!
В 1991 году, к сожалению, был разрушен Советский Союз. Анализируя уже современную действительность и развитие интеграционных, общественно-политических и социально-экономических процессов неминуемо приходишь к выводу, что несмотря на противоречия, которые в жизни случаются даже с родными братьями и сестрами, белорусский народ не забыл о своих корнях, тесно переплетенных с русским народом.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод: весь ход истории показывает, что расцвет «Русских земель» возможен только при условии единства восточнославянских народов — ЕДИНСТВА на принципах РАВЕНСТВА, БРАТСТВА, УВАЖЕНИЯ и СПРАВЕДЛИВОСТИ. А значит выбор в пользу полноценной интеграции Беларуси и России (интеграции равных суверенных государств) предначертан самой ИСТОРИЕЙ!
Автор статьи: Николай Волович