Найти тему
Рок на БиС

Лучшие альбомы сёрф-рока. Часть 6. Пересекая Калифорнию.

Исследуя лучшие альбомы сёрф-рока мы надолго задержались в Городе Ангелов и его окрестностях. Ничего не поделаешь, именно там были сосредоточены "основные силы" сёрфа. Но это не значит, что отличной музыки в рассматриваемой стилистике не было в других городах штата Калифорния. Хотя, забегая вперёд, скажу, что в Лос-Анджелес мы ещё вернемся. А пока прокатимся по Калифорнии с севера на юг.

Обложки альбомов взяты на discogs.com. Коллаж автора
Обложки альбомов взяты на discogs.com. Коллаж автора

The Sentinals "Big Surf!" (1963) (Рейтинг альбома на Allmusic - 4.25; на Rateyourmusic - 3.37)

Отправной точкой маршрута станет один из старейших городов Калифорнии. Сан-Луис-Обиспо был основан в 1772 году. А коллектив под названием The Sentinals появился там в 1961-ом. Вообще-то правильное написание слова "Стражи" - Sentinels. Но умышленные искажения в названиях групп и песен всегда были присущи рок-музыке.

С 1961-го по 1964-й Стражи записали десяток синглов и три полноформатных альбома, два из которых "Big Surf!" и "Surfer Girl" увидели свет в 1963-ем. Их-то я вам сегодня и предлагаю в рубрике "Лучшие альбомы сёрф-рока". На обоих дисках можно уловить латиноамериканские влияния в музыке. А ещё The Sentinals имели более тяжелый ритм-энд-блюзовый настрой в большей части своего материала, чем среднестатистическая серф-группа. Я бы даже назвал его блюз-роковым, но в те годы этот термин ещё не был в ходу.

The Sentinals "Surfer Girl" (1963) (Рейтинг альбома на Allmusic - 3.75; на Rateyourmusic - 3.17)

Однако на общенациональный уровень известности Стражам прорваться не удалось, хотя они и гастролировали по штатам на разогреве у более популярных исполнителей. Их третий альбом прошел незамеченным, и в начале 1966 года группа тихо распалась. Из участников The Sentinals наиболее известны барабанщик Джон Барбата (John Barbata), который позже поиграл в The Turtles, Jefferson Airplane/Starship и вместе с Crosby, Stills, Nash & Young, а также появившийся в группе под самый занавес клавишник и певец Ли Майклс (Lee Michaels), попавший в 1971-ом на 6 место Billboard Hot 100 с сольным синглом "Do You Know What I Mean"

Ютуб-канал guillaimz

Avengers VI "Real Cool Hits" (1966) (Рейтинг альбома на Allmusic - 3.25; на Rateyourmusic - 3.51)

Real Cool Hits (1966) by The Avengers VI – Free Mp3 Album Download, Listen Online

За исключением того, что Шестые Мстители, были родом не с побережья, а из находящегося чуть в глубине штата города Анахайм, всё остальное в их биографии было стандартным для сёрф-команды. Школьные друзья, начавшие музицировать ещё подростками сначала в виде трио, а потом и квартета, хорошо оплачиваемая игра на танцах, кумиры в виде Дика Дейла, The Lively Ones и The Rip-Chords.

Однако чуть позже к ним присоединилась пара профессионалов или почти профессионалов в лице гитариста Джима Фергюсона (Jim Ferguson), тренировавшегося в гитарной игре по восемь часов в день, и клавишника Майка ДеЯнга (Mike DeYoung), имевшего формальное музыкальное образование и знания классической музыки. То, чего не хватало другим участникам группы.

Единственный альбом Мстителей оказался записан не в "золотую" эпоху сёрф-рока, а позже, когда пошла на убыль, обрушившаяся на Штаты волна "британского вторжения". Это не помешало "Реально Крутым Хитам" оказаться реально крутыми. Кроме обычного набора из засвеченных сёрф-хитов и вещей собственного сочинения трек-лист включал номера авторства Генри Манчини из звуковых дорожек к фильмам. Вещица из репертуара известнейшего джазмена Дейва Грусина и обработка "Пещеры Горного Короля" Эдварда Грига, появившаяся на переизданиях, делают картину завершенной. Впрочем, крутость музыки не всегда становится залогом коммерческого успеха. Так произошло и с Avengers VI. Не помогли и брызжущие искрами органные риффы, и неистовая игра трех гитаристов. В 1968-ом коллектив распался. Официально из-за музыкальных разногласий.

Al Casey "Surfin' Hootenanny" (1963) (Рейтинг альбома на Allmusic - 4.25; на Rateyourmusic - 3.44)

Американский гитарист Элвин Уэйн Кейси родился в городке Лонг-Бич, штат Калифорния. Но в очень раннем детстве переехал с родителями в столицу Аризоны, город Финикс. И в течение своей жизни он записывался как в студиях Финикса, так и Лос-Анджелеса. В основном Эл был известен как сессионный музыкант, и полный список звёзд, с которыми он работал в студии или на сцене, выглядит очень внушительно. В нём есть Дуэйн Эдди, The Beach Boys, Фил Спектор, Элвис Пресли, The Monkees, Джонни Кэш, Саймон и Гарфункель, Гарри Нильссон, Фрэнк и Нэнси Синатра, Дин Мартин и многие другие Причем по приведенным именам ясно видно, что сёрф-роком стилистика Эла Кейси не только не ограничивается, но и что сёрф вообще не был его основной специализацией. Кейси умело играл рок-н-ролл, поп-рок, если нужно фолк-рок и ритм-энд-блюз, джаз и кантри. Его жесткая манера игры с использованием реверберации пользовалась широким спросом.

Парочка инструментальных синглов, вышедших под вывеской Al Casey Combo, стали хитами в 1962-ом. "Cookin" номером #92, а "Jivin' Around" номером #71 в Billboard Hot 100. Но эти треки скорее можно назвать ритм-энд-блюзом -

Ютуб-канал cinammonimf

Ютуб-канал dona oldies*+

А наибольшего успеха Эл Кейси добился всё-таки с сёрф-диском "Surfin' Hootenanny", который продюсировал ещё один звёздный персонаж американской рок-сцены 60-х. Ли Хейзелвуд (Lee Hazlewood - надеюсь, что все читатели помнят его хит "Summer Wine", исполненный совместно с Нэнси Синатрой) написал к тому же большую часть композиций альбома. Меньшую - сам Кейси. В трек-лист была по традиции добавлена парочка каверов (один из них на знаменитый "Караван" джазового гения Дюка Эллингтона). Вся программа была записана всего за шесть часов, причем последние пару дублей Эл сделал, когда его уже ждало такси с включенным счетчиком, которое должно было отвезти гитариста на вечернее выступление его очередных сценических партнеров.

Сингл с заглавный номером достиг 48-го места в национальном хит-параде. После этого карьера Кейси длилась ещё долго, он продолжал записываться, был преподавателем игры на гитаре, владел музыкальным магазином. Но как соло-артист выше уже не поднимался и к сёрфу не обращался. Это не помешало диску, зафиксировавшему кратковременное увлечение Ли и Эла музыкой сёрф, войти в "золотой фонд" классики данного стиля.

The Centurions (Centurians) "Surfers' Pajama Party" (1963) (Рейтинг альбома на Allmusic - 4.25; на Rateyourmusic - 3.49)

Конечный пункт нашего калифорнийского сёрф-роуд-шоу курортное местечко Ньюпорт-Бич в округе Ориндж на юге Калифорнии. Именно там родился Деннис Роуз, основавший в конце 50-х в соседнем городе Коста-Меса сёрф-ансамбль Центурионы.

Септет, включавший трёх! музыкантов, которые постоянно или время от времени играли на басу, а также помимо традиционного рок-инструментария ещё двух исполнителей на саксофоне/гармонике и флейте/кларнете, оставил поле себя очень немного материала. Представленный выше альбом фактически оказался единственным в их дискографии. Не могу сказать точно, что помешало группе развиваться и продолжать записываться. Вероятнее всего, ошибка лейбла, выпустившего пластинку с той же обложкой, тем же названием и тем же каталожным номером, что и у вышедшего чуть ранее опуса The Bruce Johnston Surfing Band (слава богу, что не с тем же трек-листом). Кстати, Центурионы хотели назвать диск по-другому. К этому казусу добавились юридические проблемы, заставившие парней менять название с Centurions на Centurians.

И остались бы The Centurions (Centurians) в истории популярной музыки практически неизвестными невезунчиками, если бы не знаменитый кинорежиссёр Квентин Тарантино. Он использовал открывающую альбом композицию "Bullwinkle Part II" в своем знаменитом фильме "Криминальное чтиво".

На волне вспыхнувшего к команде интереса диск был под названием "Bullwinkle Part II" переиздан на CD и записан новый материал, который, впрочем, на физическом носителе так и не вышел и доступен только онлайн на myspace.

Нам же остается отметить отличный музыкальный вкус Тарантино и поблагодарить его за то, что он вытащил из забвения прекрасный и оригинальный ансамбль

Автор заметки - БиС.

До новых встреч на сёрф-волне!

Предыдущие заметки:

Сёрф-рок. Обзор и лучшие альбомы.