Добрый вечер, милостивые дамы и господа!
Что б такого посмотреть на День Смеха? Давайте вспомним времена, когда в нашей с вами стране было нормальное телевидение, которое не возбранялось смотреть интеллигентным людям. Уже прекратил существование СССР, но хорошие актёры и интересные задумки ещё не кончились.
Как вам такое: экранизировать несколько пьес конца XIX — начала XX века, пародирующих дореволюционный провинциальный театр? Да ещё и показать это по одному из центральных телеканалов, в прайм-тайм.
Каждый выпуск сериала "Страницы театральной пародии" (1996) построен по одному и тому же принципу: актёры местечкового театра ставят крайне брeдовые спектакли, а в антрактах пьянcтвуют и выясняют отношения. Пожилой суфлёр в исполнении Николая Трофимова ехидно комментирует происходящее.
Вообще, здесь засветилось много отличных актёров: Лев Дуров (суровый хозяин театра), Семён Фурман (капризный режиссёр), Любовь Полищук (роковая красавица-актриса), Евгений Александров (никем не понятый и посему сильно пьющий актёр) и ВНЕЗАПНО Юрий Гальцев, сыгравший несколько эпизодических ролей.
Юмор, в основном, построен на контрасте между происходящим на сцене (глупейшие мелодраматические сюжеты, косноязычные реплики, отчаянное переигрывание актёров) и реакцией недалёкой публики (гром аплодисментов, слёзы восхищения). Много фривольных шуточек, песенок с эpoтическим подтекстом, обыгрывается даже тема однoполой любви, но всё это — легковесно и никоим образом не пошло. Есть и сатира на шоу-бизнес 1990-х: рассуждения суфлёра о том, что на спектакль под названием «Гамлет» никто не пойдёт, другое дело — если написать на афише «Страшная месть принца Гамлета за убийство отца неверной женой и вероломным братом».
Теперь обо всех сериях вкратце, видео прилагается:
1 серия «Гастроль Рычалова». (По одноимённой пьесе Н. Урванцева.)
Пожалуй, самая смешная серия из всех. В провинциальный театр приезжает с гастролями столичный актёр и певец, весь на понтах — этакий дореволюционный Киркоров. Весь театр ходит на ушах, лишь бы угодить ему, иначе гений может взбунтоваться и сорвать премьеру.
Цитаты:
- Комиков у нас много. А вот настоящих артистов - раз!.. и пожалуй, всё...
- Смех настоящего юмора есть жалобный крик тяжёлой тоски по внутренней родине.
- О, верные шуаны! Пришёл я сообщить, что Робеспьер капканы, КАПКАНЫ нам хочет становить! Пришёл я это вам сообщить.
- Так сообщи, о не молчи!
2 серия «Жан Нуар и Анри Заверни, или Пропавший документ». (По пьесе Н. Урванцева.)
Уже известный нам Рычалов и прочие артисты играют на сцене нарочито бестолковую псевдофранцузскую мелодраму (потому что подобное собирает большую кассу) — про семейку набожных простаков, к которым втирается в доверие некий арап (и оттого разбойник) Жак Нуар. Одно удовольствие смотреть, как хорошие актёры изображают плохих актёров.
3 серия «Графиня Эльвира». (По пьесе Е. Мировича.)
Солдаты местного гарнизона ставят пьесу собственными силами, что приводит к массе смешных ситуаций... Точнее, не приводит. Самая скучная серия из пяти. Возможно, потому, что нет ни Дурова, ни Полищук, ни Фурмана. Из примечательного - разве что смелый подтекст в лице солдат-транcвeститов (особенно старается Гальцев) и "интересного" гримёра:
- Целуются мужчина с мужчиной!
- Да... шарман...
4 серия «Вампука — принцесса Африканская» По пьесам Н. Евреинова «Школа Этуалей» и М. Волконского «Принцесса африканская».
Как нетрудно догадаться, это (довольно смешная) экранизация известной пародийной пьесы. Энциклопедия подсказывает: "Имя Вампука сделалось нарицательным обозначением театральной напыщенности и фальши, ходульных приемов и штампов оперы, жеманства и «манежничанья» оперных певцов". От себя добавлю, что в наши дни так ещё и убогие фильмы называют, особливо с уклоном в (выдуманную) экзотику.
Но в этой серии есть ещё и очень интересный пролог - про режиссёра, прослушивающего артистов и на досуге приходующего всех актрис (куда там Харви Вайнштейну). К ним же, актрисам, проявляет неженский интерес дама-хореограф - видимо, ввели в довесок к гримёру из предыдущей серии.
Цитаты:
К ней ходит целых трое,
И часто муженёк
Вдруг слышит "чмок" да "чмок"
И КОЕ-ЧТО ДРУГОЕ!!!
- Мы Э! Мы ФИ! Мы Э-ФИ-О-ПЫ! Противники Европы!
- Я вас завоевал!
- Благодарю... не ожидал!
5 серия «Театр купца Епишкина» (по одноимённой пьесе Е.А. Мировича)
Вышеозначенный купец (бывший актёр, грубый и недалёкий) выкупил вышеозначенный театр и превратил его в машину по добыванию денег. К ужасу актёров, которые мало того, что этих денег не получают, так ещё и должны глумиться над искусством в угоду владельцу. (Очень актуальный в 90-е годы сюжет, да и в наше время тоже.)
Блистают всё те же Фурман и Полищук, но особенно хорош смешной коротышка Александр Леньков в роли местного героя-любовника. Ещё есть "Турецкий марш" в очень необычном исполнении.
(С удивлением узнал, что у пьесы есть и ещё одна экранизация. Не смотрел.)
Цитаты:
- Я вам таки могу сыграть из оперы "Паяцы"!
- "По яйцы" мне не надо!
- Ускакали... на автомобиле...
- Я сам сыграю Отеллу!
P.S. После просмотра полезно ознакомиться с литературными первоисточниками и убедиться, что экранизации вышли даже интереснее.