Генеральный прокурор США назвал Л.Н. Толстого моральным извращенцем, а в России публикацию разрешили только после личного обращения родственницы и друга писателя фрейлины А.А. Толстой («Alexandrine») к императору России.
Что же так привлекло внимание к произведению Л.Н. Толстого, и почему столь высокие особы были вынуждены вмешаться в судьбу его публикации?
Для того чтобы понять – необходимо прочитать произведение. Ведь даже сейчас при его прочтении кажется, что ты знакомишься не с творчеством русского классика девятнадцатого века, а с текстом какого-то провокатора, готового выступить на сцене со стендапом, изобличая все пороки общества.
Преимущество книги в том, что словами героев ты можешь высказывать любые мысли и даже в последующем их осуждать. Но в действительности всем очевидно: какие бы мысли ни вложил в уста героев автор, эти мысли являются продуктом его переживаний и осмыслений.
Скорее всего, лицемерную общественность девятнадцатого века возмутило то, что автор не осудил своего героя, который в общем-то, не стесняясь в выражениях, разнёс в пух и прах все моральные устои, двуличное ханжество людей.
Получилась весьма странная картина: главный герой психопат-убийца, не понесший никакого наказания, параллельно раскрывает то, как он был растлён будучи подростком своими же однополыми сверстниками, отмечая повседневность этого явления, при этом нещадно критикуя половые отношения между мужчиной и женщиной даже в браке.
Он открыто рассказывает о «домах терпимости», о том, как мужчины высшего общества набираются там опыта и затем уже идут под венец с якобы невинными невестами своего круга.
Но и культуру женщин герой сводит до банального желания продать товар в виде невесты подороже да повыгоднее, неважно кому, пускай даже последнему сифилиснику, главное, чтобы положение его в обществе было достойным.
Другой герой повести Толстого прямо указывает на то, что никакие права женщинам давать нельзя и нужно их держать в «чёрном теле» согласно правилам домостроя.
И всё это автор не осудил, не сделал вывод, а дал право это сделать (или не сделать) читателю, который останется наедине с полным ощущением того, что сам Л.Н. Толстой разделяет убеждения своих героев.
Всё это вызвало реакцию и у супруги Толстого, Софьи Андреевны, которая написала в ответ повесть «Чья вина?», где главная героиня читает Фейербаха и мечтает о чистой, словно молитва, любви, затем выходит замуж, а позже умирает от рук ревнивого супруга.
В отличие от повести Толстого, его супруга вкладывает совсем другие слова в уста своей героини на смертном одре.
— Что?.. Что?.. Говори, ради Бога! Скажи мне скорей...— умолял князь, ожидая признания ее вины.
— Что я никогда не была неверна тебе, что я любила тебя, сколько могла, и умираю чиста перед тобой и детьми... Но так лучше!.. Ох, как я устала! — Анна вздохнула и затихла.
Заканчивается повесть супруги великого писателя совершенно идиллическим выводом, где женщина представляется чуть ли не в образе ангела.
Он понял, что та любовь, которую он ей давал, та любовь и убила ее, что не так надо было ее любить... И теперь, когда исчезло её тело, он начал понимать её душу... И всё больше и больше ценил он эту отлетевшую от него любящую, нежную и чистую душу, столько лет так весело, разнообразно оживлявшую жизнь его и детей, — и все ближе и ближе хотелось ему слиться своей душой с ней ...
Очевидно, что повесть Софьи Андреевны – это не более, чем зеркальный ответ великому писателю по типу: «Ты сам виноват».
Пока великий писатель творил, его жена искала в произведении упрёки в свой адрес. И её попытка дать достойный ответ сама по себе представляет определённый интерес, но в большей степени демонстрирует, насколько женщины конца девятнадцатого века были далеки от настоящей духовной самостоятельности и в действительности глубоко ассоциировали себя со своей семьёй, супругом, домом, доказывая, что они куда ближе к домострою, чем к равноправию.
Темы семьи, отношений мужчины и женщины всегда стояли очень остро, оттого вдвойне интересней прочитать провокационное произведение гениального Л.Н. Толстого «Крейцерова соната»
Название повесть получила благодаря Сонате № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор op. 47 (1802), Крейцерова соната — одно из наиболее известных камерных произведений Людвига ван Бетховена.
В одном из эпизодов повести данная соната будет исполняться возможной изменщицей супругой и вызовет бурю эмоций у ревнивца.
Интригу о том, изменяла супруга главному герою или нет, мы сохраним из уважения к читателю, который незнаком с произведением и хочет самостоятельно открыть его суть для себя.
Л.Н. Толстой дал ответ на вопрос о том, что же он имел в виду в своём произведении. И это худшее, что мог сделать великий писатель.
Ни в коем случае не читайте это разъяснение, оно обесценивает произведение, по которому поставлено множество спектаклей и снято двадцать фильмов в разных странах!