Примечания:
1) Леонардо да Винчи (1452-1519; Италия).
《Один из немногих универсальных гениев в истории человечества: художник; архитектор (ни один проект не был воплощён); учёный; изобретатель; инженер. Левша》. Источник: https://vikent.ru/author/12/ [4];
2) Тарковский Андрей Арсеньевич (1932-1986; Россия (СССР)).
《Русский кинорежиссёр, сценарист. Родился в семье поэта А.А. Тарковского》.
Источник: https://vikent.ru/author/410/ [5].
Художественный образ по А.А. Тарковскому на примере картины Леонардо да Винчи «Портрет молодой женщины с можжевельником».
«Возьмём для примера «Портрет молодой женщины с можжевельником» Леонардо да Винчи (использованный в «Зеркале» в сцене приезда отца домой на побывку во время войны). Образы, создаваемые Леонардо, всегда поражают двумя своими особенностями.
Во-первых, удивительной способностью художника рассмотреть объект извне, снаружи, со стороны - как бы надмирностью взгляда, свойственной художникам такой категории, как Бах, Толстой.
А во-вторых, свойством восприниматься в двоякопротивоположном смысле одновременно. Кажется невозможным описать впечатление, которое этот портрет Леонардо на нас производит. Невозможно даже с определённостью сказать, нравится нам эта женщина или нет, симпатична она или неприятна? Она одновременно и привлекает и отталкивает. В ней есть что-то невыразимо прекрасное и столь же отталкивающее, «дьявольское». Но дьявольское - отнюдь не в притягательно-романтическом смысле. Просто в ней есть что-то, лежащее по ту сторону добра и зла. Это обаяние с отрицательным знаком.
В нашем восприятии - при рассматривании портрета возникает некая тревожащая пульсация, непрерывная и почти неуловимая смена эмоций - от восторга до брезгливого неприятия. Немножко рыхловатое лицо, чересчур широко расставленные глаза... В нём есть даже что-то дегенеративное и... прекрасное.
В «Зеркале» этот портрет нам понадобился для того чтобы сопоставить его с героиней, подчеркнуть как в ней, так и в актрисе М. Тереховой, исполняющей главную роль, ту самую способность быть обаятельной и отталкивающей одновременно.
При этом попробуйте разложить портрет Леонардо на составляющие его элементы - у Вас ничего не получится. В любом случае такое разложение впечатления на элементы ничего не объяснит.
Более того, сила эмоционального воздействия, оказываемого на нас изображением этой молодой женщины с можжевельником, зиждется как раз на этой самой невозможности предпочесть ту или иную деталь, выхваченную из контекста, невозможности предпочесть одно мгновенное впечатление другому, то есть обрести равновесие по отношению к созерцаемому нами образу. Перед нами открывается возможность взаимодействия с бесконечностью. В эту-то бесконечность - с радостной, захватывающей поспешностью - и устремляются наши разум и чувства. Подобное ощущение вызвано прежде всего целокупностью образа, он и воздействует на нас как раз этой своей невозможностью быть разъятым. Взятый отдельно, сам по себе, каждый компонент образа женщины с можжевельником мертв. Или, может быть, напротив,- в каждой сколь угодно малой своей составляющей он обнаруживает те же свойства, что и целое законченное произведение. А характер этих свойств возникает из взаимодействия противоположных начал, пребывающих в состоянии неустойчивого равновесия.
Лицо молодой женщины, изображенной Леонардо, одухотворено высокой мыслью и в то же время она кажется вероломной, приверженной низменным страстям. Портрет даёт нам возможность увидеть в нем бесконечно много: постигая его суть, мы блуждаем по нескончаемым лабиринтам, не находя из них выхода. А в итоге чувствуем истинное наслаждение ощутив, что неспособны постигнуть образ, исчерпать его смысл до конца.
Истинно художественный образ всегда побуждает созерцающего его к единовременному переживанию противоречивых, взаимоисключающих чувств, заключённых в образе и определяющих его суть и лжеметафизическую магию.
Именно потому и «лже», что мы имеем дело с живым отражением блеска самой жизни, а не с философскими абстракциями. Невозможно уловить момент, когда положительная эмоция переходит в свою противоположность, а отрицательное устремляется к положительному. Бесконечность имманентно присуща самой структуре образа, то есть является принадлежностью эстетики.
В жизни же человек отдаёт предпочтение чему-то одному за счёт всего другого, то есть тем самым утверждает свободу выбора. В результате, воспринимая образ, он отбирает, отыскивает своё, ставит произведение в контекст своего личного, общественного опыта. Ведь в своей деятельности каждый человек неизбежно тенденциозен, то есть отстаивает свою собственную правду и в большом и в малом. Эту тенденциозность он переносит и на оценку произведения искусства, приспосабливая его к своим насущным потребностям, начинает толковать произведение в соответствии со своей «выгодой». Он ставит его в соответствующие жизненные контексты, сопрягает его с импонирующими ему смысловыми формулами. Бессознательно пользуясь тем, что великие образцы искусства априори амбивалентны и дают основания для самых разных толкований.
Образ призван выразить самоё жизнь, а не авторские понятия, соображения о жизни. Он не обозначает, не символизирует жизнь, но выражает её. Образ отражает жизнь, фиксируя её уникальность.
Но что же тогда такое - типическое? Как соотнести уникальность, неповторимость с типическим в искусстве? Рождение образа тождественно рождению уникального. Типическое же, простите за парадокс, как раз и находится в прямой зависимости от непохожего, единичного, индивидуального, заключённого в образе. Типическое возникает вовсе не там, где фиксируются общность и похожесть явлений, а там, где выявляется их непохожесть, особенность, специфика. Настаивая на индивидуальном, общее как бы опускается, остается за рамками наглядного воспроизведения. Общее, таким образом, выступает как причина существования некоего уникального явления. В первый момент это может показаться странным, но не следует забывать, что художественный образ не должен вызывать никаких ассоциаций, а должен лишь напоминать зрителю о правде. Утверждая это, я говорю даже не о зрителе, созерцающем произведение искусства, а о художнике, его создающем. Приступая к работе, художник должен верить в то, что он первым воплощает то или иное явление в образ. Впервые и только так, как он почувствовал его и понял»[1,2].
Источники:
1) Тарковский А.А., Лекции по кинорежиссуре, Л., «Ленфильм», 1989 г., с. 42-43;
2) https://vikent.ru/enc/7834/ ;
3) (дата обращения: 01.04.2023): https://mif-medyza.ru/2016/08/04/%D1%82-iv-2-%D0%B4%D1%83%%B8-%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0% https://mif-medyza.ru/2016/08/04/%D1%82-iv-2-%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE/ ;
4) https://vikent.ru/author/12/ ;
5) https://vikent.ru/author/410/ ;
6) дата обращения: 01.04.2023;
7) https://artmoskovia.ru/andrej-tarkovskij-kino-kak-molitva-vystavka-i-seriya-kinopokazov-otkryvayutsya-v-rosizo.html (дата обращения: 01.04.2023);
8) https://ru.pinterest.com/pin/746893919421632030/ (дата обращения: 01.04.2023).