Найти тему
Нижегородская правда

Кто обрёк на смерть основателя Нижнего Новгорода

Оглавление
   Гибель войска Юрия Всеволодовича быть результатом предательства Вадим Андрюхин
Гибель войска Юрия Всеволодовича быть результатом предательства Вадим Андрюхин

Печальный юбилей выпал на март этого года. Ровно 785 лет назад, в 1238 году, на реке Сить, которая ныне протекает в Ярославской области, монголо-татарами было уничтожено русское войско во главе с великим Владимирским князем Юрием Всеволодовичем. Это тот самый князь, который основал Нижний Новгород семнадцатью годами ранее. По преданию, после битвы татары отрубили мёртвому князю голову и отправили её в дар хану Батыю. С этой печальной даты берёт своё начало монголо-татарское иго, которое установилось на Руси на целых 250 лет…

Вкратце напомню предысторию трагедии. Зимой 1237–1238 годов на Древнюю Русь обрушилось страшное нашествие кочевых племён, известных в истории под названием монголо-татар. Орда под руководством внука Чингисхана хана Батыя числом примерно в 150 тысяч воинов железной метлой прошлась по Руси, уничтожая буквально всё живое на своём пути. Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что на Руси не было государственного единства – былая Киевская Русь уже давно распалась на удельные княжества, которые враждовали между собой. Поэтому каждое княжество встречало врага в одиночку и погибало также в одиночку…

И была сеча зла

Первым делом в декабре 1237 года Батыева орда разгромила Рязань, вырезав её жителей почти поголовно. Фактически древняя Рязань прекратила своё существование – нынешний город находится совсем в другом месте. Потом кочевники пришли на земли Владимиро-Суздальского княжества, самого сильного на тот момент государства расколотой Руси. Царствовавший во Владимире князь Юрий Всеволодович оставил город и поспешил на север, дабы собрать нужное для отпора страшному врагу войско.

Князя потом будут упрекать в недальновидности и трусости – мол, бросил стольный град вместе со своей семьёй и чуть ли не трусливо сбежал. Но на самом деле князь поступил разумно, согласно той военной тактике. Он очень понадеялся на мощные укрепления города и на свою дружину, которые в теории могли сковать силы врага на длительное время. А за это время Юрий рассчитывал набрать сильное войско из подчинённых северных княжеств и ударить татарам в тыл. Одного не учёл князь – монголы времени давать ему не собирались.

Пользуясь многократным численным преимуществом, они беспрерывно штурмовали стены Владимира и буквально за несколько дней измотали его защитников. А потом – 7 февраля 1238 года – одним решительным натиском ворвались в город и устроили такую же дикую резню, как и в Рязани. Последние жители и защитники города заперлись в соборной церкви Пресвятой Богородицы. Монголы обложили церковь хворостом и подожгли её – в огне погибли все, в том числе и великокняжеская семья…

После этого орда рассыпалась на отдельные отряды и начала методичное уничтожение последних русских городов Владимирского княжества. А хан Батый отдал приказ найти князя Юрия и принести его голову…
Князя обнаружил монгольский полководец Бурундай. Его 30-тысячный отряд в начале марта неожиданно обрушился на русский лагерь, стоявший на реке Сить, куда стекались созванные Юрием русские дружины из Углича, Ростова Великого, Ярославля и прочих северных городов. Удар был настолько неожиданным, что застал русских врасплох, а битва превратилась в форменное избиение растерявшихся русских воинов, которые бросились бежать. Но преследовавшие их конные татары были беспощадны. По словам летописцев, «убиен быс великии князь Юрий Всеволодич на рице на Сити и вой его мнози погибоша»…

Мы не местные

Историки до сих пор спорят о причинах столь унизительного поражения. Да, сам князь явно не был выдающимся полководцем, да, он явно находился в страшной депрессии после известия о гибели стольного града и всей своей семьи. Однако рядом находились опытные воины, вроде родного племянника, ростовского князя Василько Константиновича, которые умели и даже любили воевать. К тому же русский лагерь находился в лесной глуши, со всех сторон окружённый не только дремучим и практически непроходимым лесом, но и болотами, реками, которые не замерзали даже зимой…

Складывается ощущение предательства – кто-то, кто хорошо знал эту местность, специально навёл монгол на русский лагерь, да ещё так, что вражеская конница подошла к русским практически незаметно для сторожевых застав. Вопрос – кем был этот предатель? Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно.

Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало. Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т.д., и только потом уже – русичами. Что же касается деревенской массы (а это почти 90% населения того времени), то здесь вообще сильно было ещё племенное деление, когда люди были привязаны прежде всего к своему роду, своему поселению, а вовсе не к национальности.

Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже. Христианство, несмотря на формальное крещение Руси ещё в Х столетии, тогда было делом прежде всего феодальной элиты да части горожан. В народные же массы оно широко проникнет лишь к концу XV столетия, к моменту образования централизованного Московского государства, и бывшие смерды станут именоваться крестьянами (то есть христианами). А в XIII веке, во времена Батыева нашествия, деревенский народ по большей части исповедовал язычество и был глубоко равнодушен к любым княжеским делам.

Так что найти в этой массе «изменника» для пришлых татар не составляло большого труда – а не всё ли равно, кому тяжёлую дань платить, единоплеменному князю или чужакам? Как говорится, хрен редьки не слаще…

Ещё новости по теме

Лето Рахманинова: как знаменитый композитор нашёл вдохновение на Нижегородской земле

Невозвращенец: шпионская история советских времён, которая актуальна и сегодня

Две вести с фронта: установлены судьбы нижегородцев, пропавших на войне больше 80 лет назад

Когда хата точно была с краю

Впрочем, и элита была не более «патриотичной». Напомню, что во времена феодальной раздробленности удельные русские князья, будучи даже близкими родственниками, с большим удовольствием воевали друг с другом, вплоть до полного уничтожения конкурирующих городов, подсылали к родичам наёмных убийц и отравителей, не стеснялись пользоваться даже услугами внешних врагов, включая кочевников. Можно привести десятки удручающих примеров – причём так было и до Батыева нашествия, и после!

И вообще понятие «отчизна» выросло из древнерусского понятия «отчина и дедина» – то есть вовсе не из обозначения единой Руси, а из понятий конкретных феодальных владений, вотчины, принадлежавших отцу и деду. То есть, вот это мой вотчинный город Кострома, его и буду защищать и драться за него, а остальное меня или не колышет вовсе, или колышет только в десятую очередь! Нынешнее понятие отчизны как общерусской земли появится не ранее XVII столетия – скорее всего, во времена Великой Смуты.

Впрочем, будем справедливы – Русь ничем особым не выделялась. Такое положение было во всей Европе – тамошние графы, бароны и рыцари также стояли прежде всего за свои личные угодья, а уж потом за интересы того или иного королевства или герцогства – нашим просто не повезло в этот исторический момент феодального раздрая оказаться на острие страшного нашествия с Востока…

Некоторые историки видят в гибели Юрия Всеволодовича интриги его младшего брата Ярослава (отца знаменитого Александра Невского) – мол, Ярослав руками монголов очистил себе путь на владимирский престол. И действительно, именно Ярослав после гибели брата Юрия возглавил великое Владимирское княжество, а его прямые потомки вообще правили Русью ещё 300 лет, вплоть до конца XVI столетия. Причём право на владение Ярослав получил именно из рук Батыя, которого он признал своим верховным сюзереном и с которым он и его сын Александр поддерживали весьма хорошие отношения.

Однако прямых серьёзных доказательств «измены» Ярослава нет. Мало того, известно, что во времена нашествия Ярослав Всеволодович от имени брата княжил в далёком Киеве, откуда выехал только в 1239 году. Поэтому даже если и было у него желание убрать брата, то связаться с монголами он просто не успел бы. Поэтому, скорее всего, к трагедии на реке Сить он не имел отношения.

… Думаю, что если и был тогда предатель из русских, то его имя мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Да и надо ли узнавать? Как говорится, Бог ему судья, и судья уже очень давний…

Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как историки спорили об основании Нижнего Новгорода.