Найти тему
15,6K подписчиков

Рэкет, романтика 90-х, азарт и риск – отпечаток эпохи в дебюте Павла Манылова

103 прочитали

Это тот случай, когда книга первую треть раздражает, вторую треть увлекает, а в последней трети понимаешь, зачем все это было нужно. И автор вообще-то молодец, хотя стиль повествования не мой определенно. Но я книгу и не выбирала – «Папу» Павла Манылова мы читали в книжном клубе дружественного @books_reviews. Необычный опыт, до начала чтения я даже аннотацию не видела.

Книга вышла в издательстве АСТ. Я ее слушала, а не читала, поэтому традиционного фото не будет. В ней почти 400 страниц, читаются довольно легко.
Книга вышла в издательстве АСТ. Я ее слушала, а не читала, поэтому традиционного фото не будет. В ней почти 400 страниц, читаются довольно легко.

Сюжет

Конец 90-х. Костя на последнем курсе экономического факультета, Костя продажник до последней клеточки своего тела. И при этом он любит риск. Он видит привычную нищету своей семьи, поэтому очень хочет заработать. Причем лучше много и сразу. Костя встречается с девушкой из очень обеспеченной семьи – ее папа глава алкозавода, поэтому Костя хочет быть таким же классным. Но не по блату, а достичь всего самому. Папа Кости – врач скорой, по специализации кардиолог. Он спасает людей и ценит в себе именно это действие, даже если за него мало платят. Папа не хочет приспосабливаться к новой ускоренной реальности, поэтому сутки работы – алкоголь – сон – сутки работы – это и есть его жизнь.

Плюсы

Я родилась в 90 году, поэтому конец 90-х и начало нулевых для меня самое яркое время. Время, когда все менялось. Появлялись вещи, которых раньше не было, появлялись возможности. Люди стали летать за рубеж (я впервые побывала в Европе в 2003 году) и это было нормально. Вот эта атмосфера общего подъема передана в книге идеально. Мастерство автора именно в выписывании отпечатка времени. Манылов идеально показал – даже если вы не жили в провинции недалеко от Москвы в это время, то понять суть можно сразу.

Несколько раз, конечно, за время чтения мне вспоминался Тургенев со своими вечными отцами и детьми. Нон-конформист Костя и лениво перебирающий дни папа. При этом папа не тот закостенелый и почти увязающий в болоте будней мужчина, папа здесь все равно герой. Костя папу любит и, что немаловажно, уважает. Семья и ее ценность здесь вообще показана приятно, при этом ненавязчиво. Радостно, что все герои здесь вообще живут в полных семьях без привычных современной литературе страданий вида «все проблемы из детства». То есть Костя и его папа борются со временем, а не с внутренними демонами.

Я люблю, когда все сюжетные линии завершены. И вот здесь в конце книги у каждого героя есть своя полочка. Не сразу было ясно, почему автор поступил с некоторыми героями так, а не иначе, но спасибо книжному клубу за то, что мы обсудили и пришли в общем и целом к единому мнению – этот поступок нужен был для того, этот – для этого.

В книге есть небольшая мешанина жанров. Но я бы назвала это (внезапно) боевиком. Книга больше понравится мужчинам, думаю, особенно тем, кто тоже пытался проскочить наверх в начале нулевых сразу через несколько социальных ступенек.

Минусы

Как я уже сказала, первую треть книги меня раздражало примерно все. И необоснованная страсть Кости к риску (которая ну вообще никак не вязалась с остальным его характером), и медлительность повествования, и даже противопоставление вечно стремящегося куда-то парня и его уравновешенного и любящего созерцать отца, выпивающего на лавочке. Потом то ли я привыкла, то ли это прошло, но осадочек остался. Но после прочтения книги она кажется вполне себе цельной.

Я книгу не читала, а слушала. Чтение вслух всегда обнажает недостатки любого текста. Так вот здесь множество повторов. Благодаря тому, что диктор с ошибкой говорил слово «кухонный» (ударение ставил на о) я заметила, что это слово повторялось очень много раз, в том числе на одной странице. И это не единственное слово – хочется более богатого словаря.

Не поняла, куда после водоворота первых бизнес-проектов делся вуз Кости. Все-таки возможность доучиться ему нужна, а он вообще ни на одну пару не ходил.

Итог

Книга скорее всего понравится любителям посмотреть на чужую жизнь со стороны. Она и острая и спокойная. Скорее это мужское чтение, чем женское. Если автор сможет в будущем написать другую книгу, которая будет более динамична и богата с литературной точки зрения, то я с радостью ее прочитаю. Это интересный дебют, в котором совершенно точно есть умение запечатлеть кусок времени, а это не у всех получается.

Купить: Лабиринт | Читай город | OZON | Wildberries

Читали Манылова? Планируете?