Найти в Дзене
Логопед о детях

Звонкие и глухие и согласные

На начальном этапе обучения письму и чтению, ребенок сталкивается с особенностью русского языка – некоторые звуки обозначаются не теми буквами и наоборот (парные звонкие и глухие согласные звуки, безударные гласные…). Остановимся на звонких и глухих согласных звуках. Сказочная версия для ребёнка «Жили-были гномики. Одни гномики были звонкими, задиристыми, поэтому и звуки они любили звонкие. Эти гномики даже колокольчик с собой всегда носили. Другие гномики были тихими, скромными, поэтому и звуки им нравились такие, которые звучат глухо». Полезная информация для взрослых Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие согласные звуки состоят - из шума и голоса, а глухие - только из шума. Это связано с тем, что в образовании звонких согласных звуков принимают участие голосовые связки. Ребёнок может научиться определять звонкость или глухость согласного звука, если положит руку на шею и произнесёт звук. Вибрация есть - звук звонкий, нет - глухой. Ещё можно произнести звук, хорошо закры

На начальном этапе обучения письму и чтению, ребенок сталкивается с особенностью русского языка – некоторые звуки обозначаются не теми буквами и наоборот (парные звонкие и глухие согласные звуки, безударные гласные…).

Остановимся на звонких и глухих согласных звуках.

Сказочная версия для ребёнка

«Жили-были гномики. Одни гномики были звонкими, задиристыми, поэтому и звуки они любили звонкие. Эти гномики даже колокольчик с собой всегда носили.

Другие гномики были тихими, скромными, поэтому и звуки им нравились такие, которые звучат глухо».

-2

Полезная информация для взрослых

Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

Звонкие согласные звуки состоят - из шума и голоса, а глухие - только из шума. Это связано с тем, что в образовании звонких согласных звуков принимают участие голосовые связки.

Ребёнок может научиться определять звонкость или глухость согласного звука, если положит руку на шею и произнесёт звук. Вибрация есть - звук звонкий, нет - глухой. Ещё можно произнести звук, хорошо закрыв уши ладонями. За счет вибрации голосовых связок звонкий согласный звук можно услышать.

Согласные звуки могут быть парными и непарными.

Парные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’]

Парные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’]

Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]

Непарные глухие согласные: [ц], [х], [х’], [ч’], [щ’]

Парные согласные звуки озвончаются или оглушаться в зависимости от положения в слове.

Парные звонкие согласные звуки оглушаются, если находятся

в конце слова: дуб - [дуп], рог - [рок]…

перед глухими согласными звуками ложка: - [лошка], лодка - [лотка]

Парные глухие согласные звуки озвончаются, если находятся

перед звонкими согласными звуками сделал [з’д’элал]

Чтобы правильно написать парные согласные в проблемных случаях, необходимо подобрать проверочное слово, исключающее неправильное написание.

Непарные согласные звуки (по звонкости - глухости) не изменяются независимо от места в слове.

Игровые задания

Задание № 1 Определить, какие звуки нравятся гномикам с колокольчиком, а какие гномикам без колокольчика.

Задание № 2 Дать сигнал, если услышишь звонкий (глухой) согласный звук.

Задание № 3 Определить последний звук в слове. Старшим - подумать, какую букву надо написать.