Найти в Дзене
Библиотекарь

Рай без ответственности

Почему-то с момента вкушения плода с дерева познания добра и зла, с людьми происходят странные метаморфозы. Выражая свою волю, сами того не замечая, они стремятся в сферы, возвышающие их, как им кажется до небесных высот. Что произошло в Эдемском саду, с момента появления в нем дерева познания? Это и будет темой нашего сегодняшнего размышления. Какие цели создания человека преследовал Бог? С какой целью Он насадил два дерева, одно из которых в конечном итоге сыграло роковую роль в их дальнейшей судьбе? Эти вопросы льются бесконечно, и на протяжении тысячелетий беспокоят умы богословов. Впрочем, рассуждения на эту тему являются прерогативой не только профессиональных ученых, но и всех тех, кто открывает библейский текст, и практически с самого начала обнаруживает историю создания земли, человека, и его дальнейшего изгнания/выселения из Эдемского сада. Я в данный момент ощущаю, насколько трудно выразить то обилие мыслей и даже попытаться собрать их в единое целое, а самое важное, я поним

Почему-то с момента вкушения плода с дерева познания добра и зла, с людьми происходят странные метаморфозы. Выражая свою волю, сами того не замечая, они стремятся в сферы, возвышающие их, как им кажется до небесных высот. Что произошло в Эдемском саду, с момента появления в нем дерева познания? Это и будет темой нашего сегодняшнего размышления.

Какие цели создания человека преследовал Бог? С какой целью Он насадил два дерева, одно из которых в конечном итоге сыграло роковую роль в их дальнейшей судьбе? Эти вопросы льются бесконечно, и на протяжении тысячелетий беспокоят умы богословов. Впрочем, рассуждения на эту тему являются прерогативой не только профессиональных ученых, но и всех тех, кто открывает библейский текст, и практически с самого начала обнаруживает историю создания земли, человека, и его дальнейшего изгнания/выселения из Эдемского сада.

Я в данный момент ощущаю, насколько трудно выразить то обилие мыслей и даже попытаться собрать их в единое целое, а самое важное, я понимаю, что все, что я думаю на этот счет - недостаточно.

Ограничусь тезисными выражениями.

Первое. Сам факт появления дерева познания (будем так называть его для удобства) выявляет одну важную деталь - возможность и способность человеческого существа проявлять любовь и нести ответственность. Весь "цинус" (как выражался мой казахский друг) заключается в проявлении этих дорогих качеств. Любовь, а не рабское послушание. Влюбленность в Бога, общение с Ним, стремление к Нему, основой которых не запрограммированные алгоритмы, а естественное стремление, в какой-то степени равного по духу существа. Другими словами, отношения.

Вся ценность кроется как раз таки в том, что Я, могу, имею возможность эти отношения принимать, развивать или отвергать.

Второй момент. Ответственность. Рай без неё был бы идеальным местом обитания Адама и его жены. Ходи себе улыбайся, пой с птичками, играй с котятами львов и тигров, сиди на берегу четырех рек, любуйся закатом, ешь, пей, прыгай, спи, плодись и размножайся. Красота! Так, нет же. История говорит о дереве, о змее, о другой стороне, более темной, неизвестной и страшной.

Приведу пример. Допустим вы мужчина. Современные технологии позволяют создавать куклы, в полный рост, с температурой в 36 градусов, с металлическим скелетом, и на ощупь приятные и визуально привлекательные. Есть компании, которые предлагают за несколько тыс. долларов приобрести себе в пользование такие модели, что можно потерять рассудок. Но, купив себе куклу, придав ей облик желаемой кинодивы или еще кого, можно ли построить с ней отношения? Думаю, ответ очевиден.

Это слабая аналогия иллюстрирует важнейший и рискованный шаг, на который пошел Бог, создавая человека. Он создал такое существо, которое может проявлять себя, мыслить, осознавать, спорить, соглашаться, любить или любовь отвергать. Ценность отношений именно в добровольном стремлении, в желании быть вместе.

Вместе с тем Бог не оставил человека в неведении, о возможных последствиях его выбора. За деревом скрывается небытие. Можно попробовать, но жизни там нет. Видите ли, во Вселенной нет иных источников Жизни, нет равных или альтернативных способов жить и при этом делать что вздумается (вот не хватает слов, чтобы выразить что чувствую при этом).

Сегодня нашел текст, имеющий прямое отношение к ходу мысли.

"И возгордились они, и делали мерзости пред лицем Моим, и, увидев это, Я отверг их." (Иез.16:50)

Вот куда приводят мечты о независимости, о реальность без Бога. Это текст относится к израильскому народу, обласканному в избытке благословениями, живущему в плодороднейшей земле, напитанному дождями и урожаями, плодами всех видов. Имея богатейшую духовную культуру, связь с Богом, глубочайшие богословские тайны. Все это тем не менее не стало причиной их любви к Богу. Свобода и любовь развиваются в иных плоскостях, где Бог подчас выглядит покинутым, забытым и одиноким.

Ни о испытании, ни о искушении идет речь в первых трех главах книги Бытие. Даже само слово "грех" появляется позже, гораздо позже. История вкушения это про самовыражение, про саму возможность, реальную, с губительными последствиями, с таким витком истории, что в конечном итоге приводит Самого Бога на крест.

Любовь - вот в чем дело!